Минские заводы работают по сокращенному графику
Большинство крупных предприятий Минска до сих пор работают по летнему графику. То есть – сокращенная рабочая неделя и частичная занятость работников.
Между тем еще в начале лета,
вводя вынужденные меры ради экономии, руководители
заводов и фабрик обещали, что осенью все вернется в
привычный режим.
На еженедельном оперативном совещании в
Мингорисполкоме ответственные за
экономическую отрасль чиновники озвучили
следующие сведения: складские запасы на
стратегических предприятиях за первую неделю осени
снизились почти на 90 миллиардов рублей. Однако сами же
признают: запасы сокращаются чрезвычайно медленно. МАЗ
разгрузил склад только на 20 автомобилей и 30 автобусов.
В то же время увеличились объемы затоваренности на МТЗ,
подшипниковом заводе, заводе колесных тягачей,
"Амкодоре", "Коммунарке", "Мотовело". Относительно
последнего даже прозвучала информация, что более тысячи
человек отправлены в отпуска без оплаты. Руководитель
"Мотовело" Казимир Мороз объясняет, что определенности с
рабочей неделей действительно нет, но людей завод не
бросает: "Кто это сказал, что в неоплачиваемом отпуске?
Даже если и на простоях, 2/3 все равно получают. Проблемы
были, когда мы разбирались с оплатой за энергоносители.
Внутренние простои были, но, допустим, бухгалтерия
работала над закрытием месяца, подведением итогов. Эти
службы работали. Люди, у которых была работа, тоже были
задействованы. А у кого не было работы, и где у нас были
ограничения, то те территорию подметали, и там оплата по
среднему заработку, а никакой не отпуск. Просто кто-то
дает неверную информацию. Пока мы еще никого за свой счет
не отправляли. Хотя и нет денег, но 2/3 стараемся
оплатить. Или хотя бы простои - те дни, когда люди
вынуждено не работают. То есть, как Трудовой кодекс
требует, так и оплачиваем".
Как и в летние месяцы, по сокращенному графику работают
практически все предприятия машиностроения.
Три-четыре дня в неделю заняты сотрудники моторного и
подшипникового заводов, Маза, МТЗ, "Амкодора".
Ведущий технический специалист Минского подшипникового
завода Андрей Гордейко говорит, что и с наступлением
осени нет оснований говорить о каких-то успехах. Не
удается покорить традиционный рынок сбыта - российский:
"Как такового, закрытого рынка России нет, тем более что
у нас неплохо работает товаропроводящая сеть. Тут вопрос
в финансовом кризисе, очень отражается отсутствие на
предприятиях оборотных средств. Некоторые уже вернулись к
схеме взаиморасчетов, к бартерным схемам. Одни
предприятия в России работают полную рабочую неделю,
другие, как и мы, тоже перешли на трехдневку. Дело в том,
что объем нужд на многих предприятиях остался, как и
раньше. Но стало меньше средств для того, чтобы
приобрести этот продукт. Ну и, естественно, составляют
конкуренцию те же китайские, российские производители.
Но, еще раз повторю, у нас относительно неплохо работает
новая товаропроводящая сеть, сформированная в 2005 году.
Вот уже 3,5 года одним дистрибуторам мы продляем
сертификаты, у других, с учетом того, как они работают и
ведут отчет, их забираем".
Не особо улучшается ситуация и в регионах. Согласно
приказу директора березовского стеклозавода "Неман", на
предприятии еще на месяц продлен сокращенный
рабочий режим - люди работают четыре часа в день.
Официальная причина - невозможность своевременного
ремонта оснащения. Рабочие считают, что директор,
согласно с законодательством, должен был о сохранении
неблагоприятных условий предупредить за месяц. В связи с
этим рабочие "Немана" готовят жалобу в Департамент
инспекции труда отраслевого министерства.