Белорусские автоперевозки «утекают» в Россию
Существенное улучшение ситуации на рынке международных автоперевозок до конца года маловероятно. Об этом заявил «Ежедневнику» директор транспортно-логистической компании «Асстра Белорашиа» Олег Германович.
По оценкам перевозчиков, в 2009 году
объем грузопотока через Беларусь по сравнению с
докризисным периодом снизился на 40%. Чтобы удержаться на
рынке, многим компаниям пришлось начать работать по
ставкам на уровне себестоимости. То есть пока что
перспектива перед автоперевозчиками вырисовывается не
слишком радужная. Тем более что, по мнению О.Германовича,
соседние государства, в частности Россия, ведут в
отношении транспортного транзита более последовательную и
агрессивную политику. Проще говоря, политику
протекционизма. Ее пример был ярко продемонстрирован в
текущем августе, когда российская таможня согласилась
отменить ужесточенный контроль в отношении литовских
перевозчиков в обмен на ограничение деятельности 29
литовских предприятий, которые возят грузы в Россию и
обвиняются в постоянных нарушениях.
Однако, как отмечает директор «Асстра Белорашиа», нет
никаких гарантий, что санкции, примененные к литовским
перевозчикам, не могут быть в перспективе применены и в
отношении белорусских. Тем более что у белорусских
предприятий, осуществляющих транзит грузов, фактически
нет никаких преимуществ по сравнению с зарубежными.
«У белорусских перевозчиков нет никаких преференций за
пределами страны. Нет перспективных межгосударственных
соглашений, позволяющих выйти на российский рынок. Нас
ограничивают квотами. В результате происходит перетекание
бизнеса грузоперевозок в Россию. Сегодня практически все
белорусские перевозчики имеют площадки, то есть свои
предприятия, в Российской Федерации», - отмечает Олег
Германович.
На его взгляд, даже обсуждаемое сейчас единое таможенное
пространство в рамках Таможенного союза России, Беларуси
и Казахстана с отменой контроля на внутренних границах
стран-участниц пока не вселяет оптимизма.
«Движение грузов внутри Таможенного союза, по логике,
должно упроститься. И если будет перенят опыт Евросоюза -
хорошо. Однако сейчас, при разговорах об отмене
таможенных границ, совершенно не ясно, что станет с ППУ
(пунктами принятия уведомлений). Если их отменят, то
формально грузы, поступающие извне, начнут растворяться
на территории Беларуси. По статистике, наша страна в год
начнет получать двойной ВВП Беларуси. Если ППУ сохранятся
- то в чем будет заключаться отличие от ныне существующей
модели?» - задается вопросом О.Германович.
На его взгляд, было бы хорошо, если б «таможенная
очистка» проводилась непосредственно на внешних границах
союза, но насколько это реально и технически возможно,
сейчас говорить рано.
Как считает Олег Германович, сегодня лучше
концентрироваться на насущных проблемах. А реалии таковы,
что нынче на внутреннем белорусском рынке наблюдается
переизбыток перевозчиков.
«Перспектива развития здесь заключается в том, чтобы
занять место тех компаний, которые раньше сдадут свои
позиции. Но существовать и работать белорусские
перевозчики будут и в процессе погружения на дно кризиса,
и после него. Просто выживут сильнейшие!» - поделился
мнением О.Германович.