Дорогая дешевая российская нефть
Руководители белорусской нефтехимической отрасли бьют тревогу: уже осень, а никакой ясности с поставки в будущем году российской нефти нет. Условия поставок российской сырой нефти имеют определяющее значение для всей белорусской экономики. Но в каком состоянии сегодня пребывают переговоры с российским правительством и нефтяными компаниями, каковы позиции сторон? Если про «газовые» переговоры мы узнаем регулярно, то «нефтяную» тему СМИ России и Беларуси почему-то, как правило, обходят стороной, пишет газета «Союзное вече».
Нефть и нефтепродукты не играют
принципиально важной роли в энергетическом балансе
Беларуси - выработка электроэнергии в стране на 90%
обеспечивается электростанциями, работающими на газе.
Однако нефть предельно важна для сведения торгового
баланса. Дело в том, что в Беларуси с советских времен
очень хорошо развита нефтепереработка. Так что
неудивительно, что торговля нефтепродуктами (в основном с
Европой) является важнейшим источником поступления в
республику валюты и одной из важных составляющих доходов
казны.
Между тем, руководители белорусской нефтехимической
отрасли не скрывают своей тревоги: начался сентябрь, но
ясности по одному из ключевых вопросов для белорусской
экономики - условиям поставки нефти в следующем году - до
сих пор нет. Как правило, в это время чиновники
профильных министерств ведут предварительное обсуждение
проектов единого топливно-энергетического баланса
Союзного государства, который в том числе включает и
поставки нефти. В любом случае, прогнозные параметры
этого баланса им известны. Но, по имеющимся данным, в
нынешнем году между профильными министерствами Беларуси и
России пока переговорное затишье. Неясны не только
прогнозные данные единого топливно-энергетического
баланса, но и, самое главное, непонятно, по каким
правилам РФ будет поставлять нефть в Беларусь, начиная с
2010 года. Добиться же ответа у самих ответственных лиц
не удается - чиновники отгородились глухой стеной
молчания.
А ведь «нефтяной» вопрос для белорусской экономики на
самом деле ключевой. Напомню, что у Беларуси нет других
поставщиков нефти, кроме России (венесуэльская нефть не в
счет - это мизерные объемы, к тому же никто не собирается
ее возить в Беларусь). А на своей территории Беларусь не
добывает и 20% от общего объема перерабатываемой в стране
нефти.
Цифры таковы: ежегодно белорусские комбинаты ОАО «Нафтан»
и ОАО «Мозырский НПЗ» перерабатывают около 22 млн. тонн
нефти, а собственная добыча составляет немногим более 1,7
млн. тонн. Причем, львиную долю собственной нефти
Беларусь экспортирует. Например, в 2008 году объем
экспорта белорусской нефти составил 1,4 млн. тонн. Это
очень выгодный бизнес: на экспорте собственной нефти
Беларусь зарабатывает около полумиллиарда долларов в год,
предпочитая для загрузки отечественных НПЗ использовать
российскую нефть. Причина тому чисто технологическая: на
территории Беларуси добывается так называемая «легкая»
нефть с очень высоким октановым числом - и,
соответственно, достаточно дорогая. А из России поступает
«тяжелая» нефть. Европейцы уже на своей территории
разбавляют российскую нефть белорусской, чтобы
получившаяся смесь в полной мере соответствовала западным
стандартам.
Напомню: Россия перешла с Беларусью на новые условия
поставок нефти два года назад - после серьезного
транзитного конфликта. Впервые в начале 2007-го из-за
нефтяных противоречий между союзниками были остановлены
поставки российской нефти в Беларусь и ее транзит по
территории страны в направлении Европы. После этого 12
января 2007 года главы правительств Беларуси и России
подписали в Москве соглашение по условиям поставок нефти
в Беларусь и межбюджетного распределения экспортной
пошлины на нефтепродукты. Документ определил правила в
нефтяной сфере сроком на три года. Согласно им, с 2007
года поставки российской нефти в Беларусь облагаются
экспортной пошлиной: в 2007-м она составляла 29,3% от
пошлины на сырую нефть, поставляемую в другие страны, в
2008 году этот показатель был увеличен до 33,5%, а в
2009-м - до 35,6%.
Соглашением, таким образом, регламентирован раздел
прибыли от экспорта нефтепродуктов из Беларуси. Если в
2007 году 70% экспортной пошлины передавалось России, а
30% оставалось в Беларуси, в 2008 году - 80% России, а
20% - Беларуси, то в 2009-м, соответственно, в бюджет
России перечисляется 85%, а Беларуси остается 15%.
Конечно, сейчас сложно сказать, насколько такая схема
соответствует правилам торговли в рамках единого
таможенного пространства (понятие таможенного союза
исключает таможенные пошлины), на самом деле эту пошлину
правильнее было бы назвать финансовым инструментом
раздела прибыли от экспорта продуктов нефтепереработки с
белорусской территории. Этот механизм позволяет
российской стороне забирать свою прибыль от экспорта
нефтепродуктов еще до того, как российская нефть
переработана на белорусских НПЗ и экспортирована в виде
нефтепродуктов. Для России такой механизм выгоден,
поскольку обеспечивает гарантированные платежи. Получив в
свой бюджет спецпошлину при поставке нефти, далее
российская сторона не имеет каких-либо финансовых
претензий к Беларуси при экспорте нефтепродуктов.
Новое соглашение о порядке торгово-экономического
сотрудничества в области экспорта нефти и нефтепродуктов
Беларусь и Россия должны подготовить в третьем
квартале нынешнего года. Такое требование содержится в
плане совместных антикризисных мер правительства Беларуси
и правительства РФ, который был принят на Высшем
госсовете в Москве еще 3 февраля.
Сегодня для Беларуси крайне важно получить
привлекательные условия поставок нефти, чтобы и далее
получать стабильные дивиденды от переработки российской
нефти. В условиях кризиса экспорт нефтепродуктов
становится для Беларуси серьезным рычагом для поддержания
устойчивости национальной валюты. Так что белорусские
чиновники уже более года готовят почву для нового
соглашения по условиям поставки нефти в страну с начала
2010 года. Среди вариантов,
в том числе, обсуждалась возможность пролонгировать
сложившиеся в этом году условия. То есть сохранить
принцип дележа экспортной пошлины на нефтепродукты в
пропорции 15:85 (большая доля, естественно, должна
уходить в российскую казну).
Для выработки данного соглашения уже создана совместная
рабочая группа. С белорусской стороны в нее вошли
представители МИДа, ГТК, Минюста, Минфина, Минэкономики и
концерна «Белнефтехим». По имеющимся данным, белорусская
сторона подготовила несколько вариантов раздела
экспортной прибыли от нефтепродуктов, однако ей пока не
удалось согласовать свои подходы с российской
стороной.
Нужно учитывать, что сейчас Москва прилагает максимум
усилий, чтобы завершить формирование Таможенного союза к
1 января 2010 года. Условия взаимной торговли в рамках
Таможенного союза не предусматривают взимание экспортной
пошлины. Понятно, что Беларусь двумя руками голосует за
эту норму. «Экспортной пошлины на российскую нефть,
поставляемую в Беларусь, быть не должно, это - рудимент
или атавизм во взаимной торговле двух стран», заявил по
этому поводу вице-премьер Беларуси Андрей Кобяков.
Россия публично не возражает. По имеющимся данным,
российская сторона рассматривала вариант взимания разной
ставки экспортной пошлины - в зависимости от вида
нефтепродукта. Однако российское правительство пока не
может предложить гарантированный механизм перечисления в
российский бюджет части прибыли от экспорта горючего,
произведенного на белорусских НПЗ.
В результате стороны собираются фактически возвратиться к
ситуации, которая существовала до 2007 года. А ведь тот
нефтяной конфликт между Москвой и Минском разгорелся
именно из-за того, что прежнее соглашение не выполнялось
- российский бюджет фактически ничего не получал от
переработки нефти на белорусских НПЗ.
Для белорусской стороны возврат к прежнему нефтяному
соглашению сулит, с одной стороны, выгоду - нефтяникам не
придется заранее перечислять экспортную пошлину, то есть
авансом делиться прибылью от экспорта нефтепродуктов с
российским бюджетом. Однако для Минска важно
зафиксировать выгодную для себя пропорцию раздела
прибыли. Согласно оценкам, новый механизм оплаты пошлины
с учетом пропорции 85:15 для Беларуси был бы вполне
приемлемым. Но как быть с Таможенным союзом?