У российского рынка стойкая аллергия на белорусские товары
Продажей товаров на российском рынке Беларусь зарабатывает меньше, чем за пределами СНГ. По данным официальной статистики, за июль текущего года экспорт товаров в страны вне СНГ вырос в стоимостном выражении более чем на 1 млрд. долларов — с 5,063 млрд. долларов за январь-июнь до 6,187 млрд. за январь-июль. Экспорт же в Россию вырос только на 600 млн. долларов — с 2,906 млрд. долларов до 3,521 млрд. долларов.
В целом белорусский экспорт за 7 месяцев упал по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 46,1%. При этом в страны вне СНГ падение составило 46,2%, а в Россию — 46,5%. Причем за июль в страны вне СНГ падение экспорта сократилось на 1,6 процентных пункта, в то время как в Россию — на 0,4 процентных пункта.
Это может говорить о том, что белорусские предприятия, пусть и короткими перебежками, но выходят на другие, кроме российского, рынки и пытаются продвигать свою продукцию. Однако, по мнению независимых экспертов, в ближайшие несколько лет Беларуси не удастся серьезно минимизировать свою экспортную привязанность к России.
«Если в ближайшие несколько лет Беларусь не восстановит экспорт в Россию, то я вообще не представляю, что будет с вашей экономикой», — заявил во время прошедшей в Минске международной конференции «Беларусь-Россия: рокировка или перезагрузка» российский политик, член федерального политсовета объединенного демократического движения «Солидарность» Владимир Милов.
Доля России в общем объеме экспорта белорусских товаров по-прежнему велика — 32,9%. По многим группам российский рынок — основной. Так, на Россию приходится 99,9% экспорта мяса, обуви — 93,6%, телевизоров — 96,9%, дорожной техники — 82,8%, металлообрабатывающих станков — 85,6%, рыбы — 81,3%, двигателей внутреннего сгорания — 79,1%, холодильников — 76,7%, мебели — 70,7%.
Такая зависимость приводит к тому, что как только российский рынок начинает пробуксовывать и не покупать нашу продукцию, белорусская экономика заболевает. За первое полугодие 2009 года, по данным независимых экспертов, только на экспорте средств наземного транспорта в Россию наша страна недополучила по сравнению с аналогичным периодом прошлого года почти 1 млрд. долларов. Экспорт в Россию продукции химической отрасли в прошлом году за 6 месяцев принес 127 млн. долларов, в этом — 77 млн. долларов. Продажа текстиля и изделий из него соседям в январе-июне этого года по сравнению с январем-июнем прошлого года упала на 34%.
Александр Лукашенко предложил предприятиям способ уйти от влияния России — «идти туда, где нас не знают». «Но нам нечего предложить», — убежден экономист Ярослав Романчук. По мнению эксперта, за последние 15 лет в Беларуси не было создано ни одного серьезного предприятия, которое бы хоть как-то влияло на структуру экспорта. Чтобы активизировать торговлю не только с Россией, но и с другими странами, необходимы инвестиции и модернизация производства.
Как считает экономист Леонид Злотников, в период кризиса сложно провести технологическое обновление, а разработанная программа привлечения инвестиций неудачная. Что касается приватизации, как способа модернизации производства, и попыток МВФ обязать белорусские власти продавать белорусские предприятия в соответствие с европейскими стандартами, то и здесь не все так безоблачно.
«Приватизация затрагивает интересы бюрократии, самого Лукашенко. Либерализация приватизационных процессов — это существенная потеря власти над экономикой. И бюрократия ничего не хочет выпускать из рук», — убежден эксперт.
Беларусь сильно отстала от многих стран в технологическом плане, и увеличить свое присутствие на внешних рынках сейчас может только за счет существенного снижения цен. «Поэтому, на мой взгляд, — говорит Леонид Злотников, — на ближайшие годы остается единственный вариант увеличения продаж за рубежом — это понижение уровня жизни во имя экспорта. Иначе говоря, проведение девальвации, которая поможет экспортерам немного выиграть в цене».