Поучаствует ли Беларусь в проекте "Одесса - Броды"?
Киев предлагает Минску участвовать в строительстве нефтепровода "Одесса — Броды". "Здесь есть и политическая составляющая, но экономическая целесообразность и польза в данном случае несомненная", — заявил посол Украины в Беларуси Игорь Лиховый 21 августа на пресс-конференции в Минске.
Азербайджан уже подтвердил свою
готовность участвовать в проекте в качестве поставщика
нефти, отметил Игорь Лиховый. "Не осталось безучастным" к
украинской инициативе и белорусское руководство, которое
сейчас изучает этот вопрос, сообщил посол.
По словам дипломата, в последнее время
проект по поставке каспийской нефти в страны Балтии
"Одесса - Броды" приобрел "еще большую актуальность".
"Пройдет немного времени, когда мы получим легкую
каспийскую нефть, в которой заинтересованы и европейские,
и белорусские нефтеперерабатывающие предприятия", -
считает Лиховый.
Как известно, поставщиком нефти в
Беларусь является Россия. Однако отношения со
страной-союзницей в последние годы складываются не так
гладко, как прежде. И в случае очередного конфликта
белорусские нефтеперерабатывающие заводы рискуют стать
заложниками большой политики.
Очевидно, что это понимают и Москве.
Не зря в июне Россия приступила к строительству второй
очереди Балтийской трубопроводной системы в обход
Беларуси. Проект БТС-2 был запущен, несмотря на
экономические доводы экспертов - российских в том числе -
о его убыточности.
Впрочем, даже при самом благоприятном
развитии отношений с Россией придет время, когда
российской нефти не будет хватать и белорусские НПЗ
столкнутся с серьезным дефицитом сырья, отмечают
эксперты.
«Одесса - Броды" для Беларуси
представляет интерес как перспективный проект. На
сегодняшний день участвовать в нем острой необходимости
нет», - считает экономический обозреватель Татьяна
Манёнок.
"Пока этот проект существует всего
лишь теоретически, - отметила эксперт в интервью для
БелаПАН.- Сегодня нефтепровод работает в реверсном
режиме, хотя еще весной президент Ющенко принял решение о
переориентации на аверсный режим. Правительство Украины
пока такого решения не приняло, потому что нет ресурсов
для заполнения трубы нефтью в прямом направлении".
Азербайджан, отмечает Манёнок, может
обеспечить поставки в прямом направлении только 5 млн.
тонн нефти. "Этого достаточно для загрузки исключительно
украинских НПЗ, но мало, чтобы реализовать проект
достройки нефтепровода до Европы", - добавила она.
При этом эксперт не исключает, что лет
через десять появится возможность наполнить эту трубу,
учитывая, что и Азербайджан, и Казахстан увеличивают
добычу нефти.
По словам Манёнок, "альтернативный
маршрут поставки нефти был бы выгоден для Беларуси в том
случае, если бы наша страна, как и другие, получала нефть
по мировым ценам".
Эксперт напомнила, что вопрос о
диверсификации поставок стал актуален в начале 2007 года
после нефтяного конфликта с Россией, и тогда в Минске
была разработана концепция энергобезопасности, согласно
которой к 2010 году Беларусь должна получать до 20% нефти
по альтернативным нефтепроводам.
"Этого не случилось и не могло
случиться, - считает Манёнок. - Во-первых, Беларусь имеет
достаточно российской нефти и самую привлекательную цену
среди стран-импортеров. Минус транспортные издержки,
минус экспортная пошлина в 30%. В свою очередь, для
российских нефтяных компаний, которые работают в Беларуси
на давальческих условиях, здесь созданы привлекательные
условия. Правила игры сформированы давно и пока
устраивают обе стороны".
Кроме того, полагает Манёнок, Россия,
которая "чрезвычайно ревностно относится к любым
альтернативным проектам поставки газа или нефти,
постарается не допустить участия Беларуси в этом
проекте". Это и есть тот самый политический фактор, о
котором упомянул на пресс-конференции посол Украины,
считает эксперт.
На днях появилась информация о том,
что на запуск европейско-азиатского нефтетранспортного
коридора Еврокомиссия выделила порядка 180 млн. евро.
Этого хватит для подготовки технической документации,
составления бизнес-плана и начала строительных работ.
"Европа очень заинтересована в данном
проекте, так как это - единственный альтернативный
нефтепровод для поставок в страны ЕС. Такая
заинтересованность, возможно, ускорит наполнение
нефтепровода ресурсами. Но произойдет это явно не
завтра", - подчеркнула эксперт.
Сегодня для Беларуси приоритет -
добиться приемлемых условий поставки нефти из России,
убеждена Татьяна Манёнок.
Справка: Нефтепровод "Одесса -
Броды" был построен Украиной в 2001 году для обеспечения
поставок каспийской нефти в Европу в обход России. Из-за
отсутствия ветки в Польшу на Плоцк и Гданьск трубопровод
используется Украиной для прокачки небольших объемов
российской нефти (по условиям договора - до 9 млн. тонн в
год) в реверсном режиме. Для прокачки каспийской нефти из
Азербайджана в Европу необходимо запустить нефтепровод в
аверсном направлении.
14 мая 2009 года президент Украины Виктор Ющенко утвердил
указом план неотложных мер по обеспечению реализации
проекта Евро-Азиатского нефтетранспортного коридора
(ЕАНТК), в основе которого лежит использование в аверсном
режиме нефтепровода "Одесса - Броды". В документе сказано
о необходимости проработать вопрос о привлечении к
проекту Беларуси, Казахстана, Словакии, Чехии и России.
Проект планируется реализовать в трех направлениях:
северном - через Польшу, западном - через Словакию, Чехию
и Австрию, восточном - через Беларусь. Общая проектная
мощность транспортного коридора оценивается в 40 млн.
тонн нефти в год.