План по складу
Предприятия легкой промышленности Беларуси за январь-июль 2009 г. сократили объем производства на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом 2008 г., до 2,286 трлн. Br, сообщает Белстат. Несмотря на это, отрасль остается в числе лидеров по объему запасов готовой продукции на складах, уступая первенство по их абсолютному значению только машиностроению и пищевой промышленности.
По состоянию на 1 августа официальная статистика оценивает запасы легпрома на сумму 639,8 млрд. Br, что составляет 219% к среднемесячному объему производства. В этом объеме доля запасов предприятий Беллегпрома составляла 490 млрд. Br, рассказала начальник отдела управления качеством, маркетинга и товародвижения концерна Людмила Пархамович на пресс-конференции в среду.
Предприятия концерна «Беллегпром» по состоянию на 18 августа сократили запасы продукции на складах на 1,8% (на 9 млрд. Br), до 481 млрд. Br. Для сравнения: за июль предприятиям отрасли удалось уменьшить запасы готовой продукции только на 2% (4 млрд. Br), до 490 млрд.
В частности, с начала августа уменьшили запасы готовой продукции ЗАО СП «Милавица» — на 3 млрд. Br, ОАО «Элема» — на 1,5 млрд. Br. «Проблема сверхнормативного количества запасов для нас по-прежнему актуальна. Тем не менее мы отмечаем тенденцию их снижения. Июль для легкой промышленности традиционно сложный месяц, т.к. отрасль очень сильно привязана к сезонности продаж. В настоящее время часть предприятий (обувные, швейные) работают над завершением коллекций к предстоящему осенне-зимнему сезону», — прокомментировала Л.Пархамович.
Данные официальной статистики свидетельствуют, что в структуре складских запасов субъектов легпрома наиболее велика доля продукции текстильной отрасли — 371,9 млрд. Br (222% среднемесячного производства); запасы кожевенных, обувных предприятий и изготовителей меха достигли 156,8 млрд. Br (226,6%); остатки на складах швейных предприятий оцениваются в 106,5 млрд. Br (194,4%). В числе проблемных товарных групп: ткани, запасы которых составляют 45,1 млн. м2 (241,7%), чулочно-носочные изделия — 21,8 млн. пар (286,6%), обувь — 1,385 млн. пар (191,6%), трикотаж — 5 млн. шт. изделий (151,3%), тюле-гардинные изделия — 521 тыс. пог. м (147,7%). Чуть оптимистичнее выглядят запасы ковровых изделий — 563 тыс. м2 (107%).
Задание правительства по снижению запасов готовой продукции концерну «Беллегпром» доведено на январь-сентябрь на уровне 123% среднемесячного объема производства, фактически за январь-июль этот показатель составил 226,7%.
Соглашаясь с тем, что разгрузка складов должна идти быстрее, специалисты концерна отмечают, что отраслевая специфика всегда будет влиять на значение запасов. «Каждое предприятие заинтересовано в том, чтобы поддерживать широкую линейку изготавливаемой продукции: по артикулам, размерному ряду, цветовой гамме. Вопрос в том, чтобы не набирать сверхнормативных запасов. Над этой проблемой и работаем».
Л.Пархамович обратила внимание журналистов на то, что в настоящее время отношение запасов готовой продукции к нормативу составляет у ОАО «Свитанак» (Жодино) 87%, у ОАО «Купалинки» — 108%. «К концу 2009 г. мы планируем выйти на доведенный правительством норматив допустимого объема складских запасов готовой продукции», — пообещала Л.Пархамович.
Начальник отдела управления качеством, маркетинга и товародвижения концерна «Беллегпром» уверена, что подчиненным предприятиям удастся достичь планового показателя запасов готовой продукции (120% к среднемесячному производству) к концу 2009 г. Свои надежды концерн связывает в т.ч. с развитием сети фирменной торговли национальных производителей. «Предприятия прилагают усилия к тому, чтобы расширить количество таких объектов на внутреннем рынке. Так, ОАО «Элема» за июль-август дополнительно открывает 6 магазинов фирменной торговли. К настоящему времени крупнейшие швейные и обувные предприятия реализуют более 50% объема продаж на внутреннем рынке через объекты фирменной торговли», — подчеркнула Л.Пархамович.
Помочь предприятиям отрасли улучшить реализацию готовой продукции должно активное сотрудничество с отечественным малым бизнесом. Для этого концерн «Беллегпром» совместно с Минфином готовят документ, который позволит страховать предпринимательские риски при заключении сделок между индивидуальными предпринимателями и предприятиями легкой промышленности.
По словам Л.Пархамович, подготовка документа ведется после встреч с предпринимателями, на которых обсуждались возможности сотрудничества. «В частности, предприниматели просят нас обеспечить им сопровождение при выдаче сертификатов качества, облегчить получение в налоговых инспекциях международных транспортных накладных CMR, необходимых для экспорта товаров», — рассказала она.
Кроме того, специалисты концерна и Минфина обсуждают также возможности совершения расчетов предприятий и предпринимателей, не только по предоплате. Чиновник отметила, что к настоящему времени некоторые субъекты малого бизнеса уже самостоятельно проторили дорожки к складам иных производителей. Так, каждая четвертая пара обуви производства ОАО «Луч» сегодня покупается предпринимателями. Успешно и сотрудничество ИП с ОАО «Брестский чулочно-носочный комбинат.
По оценке начальника управления координации развития кожевенно-обувной отрасли концерна «Беллегпром» Раисы Харитон, концерн был бы рад развитию инициативы, положенной российским предпринимателем, который выкупил у банка задолженность по кредитам Барановичской обувной фабрики и, став ее владельцем, довольно быстро разгрузил склады от запасов, устроив показательные распродажи, на которых обувь продавалась по 7-10 тыс. Br за пару.
По данным концерна, начиная с февраля 2009 г., предприятия обеспечивают ежемесячный прирост экспорта товаров на 2-2,5%. Производители трикотажа с начала 2009 г. поддерживают объем реализации на внешних рынках на уровне 60% объема производства. Их них в наиболее тяжелой ситуации находится ОАО «Полесье». Представитель концерна отказалась пояснить ситуацию о том, будет ли эта компания отвечать по долгам своего дочернего предприятия, торгового дома «Полесье», зарегистрированного в Москве, и допустившего дефолт по облигациям корпоративного займа.
Отношение прироста выручки от реализации к приросту объемов производства промышленной продукции в фактических ценах для концерна «Беллегпром» составило 97,4% за январь-июнь в сравнении с аналогичным периодом 2008 г., при плане на третий квартал — 105%. Остается надеяться, что стремление выполнить новый плановый показатель не затмит для отрасли остальные приоритеты.
Анастасия Григорьева