Инвестиционные перлы с заседания правительства
Правительство Беларуси старается шагать в ногу со временем и своевременно реагировать на происходящие в стране события. Поскольку недавно на свет появился декрет, устанавливающий равные правила для желающих войти на белорусский рынок инвесторов, правительство решило созвать по данному поводу президиум Совмина, посвященный насущным проблемам в данной сфере.
Тот факт, что декрет не предлагает
инвесторам ничего нового, обобщая лишь предложенные уже
пришедшим в Беларусь за последние несколько лет
инвесторам и отработанные на них условия, не смущает
членов белорусского правительства. Не особо беспокоит их
и то, что летающие вдоль белорусской границы беcпилотники
и еврокоптер до сих пор не засекли на своих радарах
вереницы рвущихся в страну за зарубежных бизнесменов с
деньгами.
Но слушая белорусских чиновников, возникает ощущение, что
ситуация выглядит абсолютно иначе - толпы инвесторов, не
взирая на кризис, вдоль всей границы скандируют «Хотим
работать в Беларуси на любых условиях» и «Александр
Григорьевич! Пустите нас к себе».
На первый взгляд показалось, что белорусские чиновники
все же решились реально посмотреть на вещи.
"Темп роста инвестиций в размере 125% (задание на 2009
год) можно требовать и выполнять, но, исходя из имеющихся
источников финансирования и наработок по иностранным
инвестициям - это слишком большая планка", - пожаловался
первый замминистра экономики Петр Жабко.
Но, как выяснилось, речь идет не о том, что в условиях
кризиса сложно найти инвесторов в белорусскую экономику,
а о том, что денег, в принципе, как грязи, но
бюрократическая машина буксует и не успевает переварить
поступающие от инвесторов предложения по вложению денег в
придуманные чиновниками инвестпроекты.
"Это может даже послужить неэффективному использованию
средств, если заставлять выполнять (этот показатель)", -
пояснил Жабко суть своей жалобы.
По его словам, белорусские власти смогут осилить, не
разбазаривая попусту предложенную валюту, темп роста
инвестиций не более 117-118% к 2008 году. Жабко отметил,
что и эта «планка» - хоть и «напряженная», но уже
«разумная».
"…установить решением президиума Совета министров под
персональную ответственность органам госуправления
минимальные задания, выполнение которых позволит в
конечном счете выйти на 117-118%... достаточно
напряженный показатель, это та планка - разумная и
напряженная, которую можно выполнять", - резюмировал
замминистра, разложив при этом способности каждого
министерства в отдельности - для Минпрома, Минэнерго в
размере 105% к уровню 2008 года, Минсвязи, Минтрансу,
Минторгу - 123%, концерну Белнефтехим - 120%,
Минсельхозпроду, концерну Беллесбумпром, Белбиофарм -
100%.
Пока белорусские власти рисуют рост инвестиций в основной
капитал на 18%. Однако, ссылаясь на ежемесячный
мониторинг, Жабко выразил озабоченность тем, что этот
темп может замедлиться до 111% к уровню 2008 года. Как
уже все поняли - не из-за отсутствия инвесторов, а по
причине чиновничьей расхлябанности.
Далее, начинается папье-маше из цифр и показателей,
разобраться в которых не под силу, пожалуй, даже многим
участникам сегодняшнего заседания президиума Совмина, в
смысле кто реализует и сколько всего инвестпроектов в
стране.
Так, по словам Жабко, в первом полугодии 2009 года
органами госуправления реализовывался 681 инвестиционный
проект, а в рамках постановления правительства №2031
начата реализация 78 инвестиционных проектов на сумму
Br34 трлн.
Из числа тех, которых 681, завершена реализация 25
проектов, а также освоено 47,2% запланированного на год
объема инвестиций. Однако, по 110 проектам "в первом
полугодии отсутствовало освоение средств, в том числе по
10 важнейшим».
«На этих (по-видимому 110) проектах планировалось освоить
почти Br800 млрд, и это является одним из резервов для
того, чтобы подтянуть темпы роста инвестиций в этом
году", - заявил Жабко.
Из числа тех, которых 78, есть проблемы с реализацией 37
на сумму Br8 трлн. Жабко предложил обратить на эти
проекты особое внимание, потому что по 12 проектам
отсутствуют инвесторы, по 17 затягиваются сроки
реализации, по 8 проектам поднят вопрос об исключении из
этого постановления.
"Работа поставлена на недостаточно высоком уровне", -
вынес свой вердикт замминистра экономики и потребовал
обеспечить начало реализации 110 проектов, которые из
числа 681 и по которым не начаты работы, а также
продолжить работу по 37 проектам, которые из числа 78, с
целью привлечения инвесторов по их реализации, несмотря
на возможное исключение из этого списка 8
инвестпроектов.
Но больше всех родину не любят, кто бы мог сомневаться,
организации, не имеющие ведомственной подчиненности
(читай - частный бизнес), которые по итогам первого
полугодия увеличили объем инвестиций только на 3,8% и
которых Жабко назвал "главным тормозом" прироста
инвестиций в основной капитал.
Впрочем, рассуждения об инвестициях и озвучивание
показателей роста - все это от лукавого. Внутренние
инвестиции в белорусских рублях - это обычные кредиты
белорусских банков и госпомощь за счет бюджета через
всякие хитрые схемы выпуска облигаций. То есть и в первом
и во втором случае реальным инвестором выступает печатный
станок Нацбанка.
Что же касается громкой фразы «иностранные инвестиции»,
то в Беларуси под ней также понимают «суммы задолженности
за полученные товары, работы, услуги от нерезидента
Республики Беларусь, а также суммы полученных авансовых
платежей от нерезидента Республики Беларусь под
последующий экспорт товаров, работ, услуг». Вот вам и
весь дебет с крЕдитом…
Следует отметить, что большинство белорусских
инвестпроектов рассчитаны на увеличение объемов
производства и лишь в редких случаях речь идет о
модернизации действующих предприятий с целью увеличения
качества выпускаемой продукции. Перспективы таких
инвествложений в условиях резкого снижения спроса на
основных для Беларуси потребительских рынках весьма
призрачны, а сроки окупаемости таких проектов сегодня не
смогут просчитать даже самые именитые эксперты.
В случае с иностранными инвестициями в условиях кризиса
белорусских властям действительно следовало бы уже год
назад понизить планку - только не роста, а жадности,
отменив многочисленные условия по явному вымогательству
денег из инвесторов на различные соцпроекты и программы.
Кстати, декрет не запрещает подобную практику, позволяя
чиновникам изголяться как угодно в рамках трехуровневой
системы согласования инвестпроектов.
Пока же все идет к тому, что в ближайшие время ответ на
вопрос сотрудника погранслужбы «С какой целью посещаете
Беларусь?» типа «Да, вот инвестиции везу» станет
знаменательным событием в жизни страны.
Властям есть, над чем задуматься. Слишком часто за
последний год звучало «Мы привлекли кредит, получили
финансирование» и т.п. Но ни стране, ни кредиторам еще ни
разу не довелось услышать хотя бы невнятный ответ на
вопрос «А чем и как возвращать будем?».