Таможенный союз аукнется белорусским автодилерам
Беларусь, Россия и Казахстан всерьез взялись за формирование Единого таможенного пространства. Члены правительств трех стран уже определили, что к 2010 году это пространство будет создано, а с 1 июля 2011 года весь таможенный контроль будет вынесен на внешнюю границу союза. При этом внутренних границ не будет, а доходы от таможенных пошлин будут делиться в нынешних пропорциях между бюджетами трех стран. Между тем отсутствие таможенных границ внутри союза требует согласования таможенной политики в тех отраслях, где страны имеют различные таможенные тарифы. Труднее всего придется белорусским автодилерам.
Несмотря на то, что таможенные тарифы
России и Беларуси идентифицированы более чем на 90%,
пошлины на ввозимые легковые автомобили в странах ощутимо
разнятся. Это связано с тем, что в России существует как
собственный автопром, так и активно развивающаяся сборка
иностранных автомобильных брендов. В Беларуси же, кроме
отверточной сборки нескольких сотен белорусско-иранских
«Самандов» в год, своего производства легковых
автомобилей нет. Однако единство таможенного пространства
и отсутствие внутрисоюзных границ потребует введения
общего таможенного тарифа.
В России обмолвились, что готовы на 5 п.п. снизить
пошлину на новые иномарки, доведя ее до 25%. Белорусские
дилеры не сомневаются, что действующие в Беларуси пошлины
будут приравнены к российским. Наиболее болезненным для
потребителей будет повышение пошлин на подержанные
автомобили - именно они являются основными конкурентами
российских марок.
«Ситуация напоминает сказку о мальчике, который кричал:
«Волки!». О повышении пошлин на ввоз иномарок говорят
давно, и к этому все привыкли. Но пока они не приравнены
к российским, так что многие не верят, что это
когда-нибудь случится. Но нельзя исключать, что в один
прекрасный день нам объявят, что в стране действуют
пошлины на уровне российских»,- говорит помощник
генерального директора холдинга «Атлант-М» Илья
Прохоров.
Он подчеркнул, что для белорусских автодилеров такой
сценарий будет весьма болезненным, поскольку импортеры
автомобилей работают не с российскими заводами,
собирающими мировые бренды, а с производителями с внешних
рынков. «Нам придется снова налаживать систему сбыта,
возможно, полностью переключиться на российские заводы. В
конечном итоге проиграет потребитель, потому что уровень
цен в Беларуси и России сейчас несопоставим»,-
предполагает Прохоров. Однако, по его словам, в случае,
если пошлины будут доведены до российского уровня, а
граница между Беларусью и Россией стерта, не многие
покупатели будут заказывать машины у белорусских дилеров
- им проще будет поехать в Смоленск и купить машину там
без всяких накруток посредников.
Сейчас при перемещении автомобиля из России в Беларусь
пошлины на него не платятся лишь в случае, если
локализация производства в России составляет свыше 50%. В
таком случае автомобиль признается не просто собранным в
России, а российским. Однако с отменой границ внутри
стран союза такого разделения не будет.
Воспользоваться ситуацией мог бы белорусский автопром.
Можно предположить, что при отсутствии границ локализация
производства будет включать компоненты, не только
произведенные в РФ, но и поставленные с заводов Беларуси
и Казахстана. Мировые производители, по словам Прохорова,
заинтересованы иметь локализацию производства запчастей в
России на уровне не менее 50%, поскольку это позволило бы
удешевить выпускаемые иномарки и претендовать на
налоговые и иные льготы. Однако, констатирует эксперт, в
России культура производства запчастей остается на низком
уровне.
«Свободную нишу могла бы закрыть Беларусь. Если бы мы не
делали заведомо ошибочной ставки на создание собственных
производств легковых автомобилей, а развивали
производство запчастей для российских сборочных
производств, мы могли бы держать 25-30% российского рынка
запчастей»,- полагает собеседник.