Всё на продажу: правительство готовит льготы для бизнеса
Белорусские предприниматели близки к тому, чтобы благодаря кризису получить существенные налоговые льготы и упрощение административных барьеров. На рассмотрении в правительстве уже находится проект указа президента о создании предпринимателям привлекательных условий для экспорта продукции белорусских производителей. Документ предусматривает ряд налоговых послаблений, на которых настаивает бизнес-сообщество. И если окончательный текст указа сохранит основные льготы, экспорт белорусских товаров для ИП может стать и выгодным, и прибыльным.
В частности, проект документа предусматривает освобождение ИП от обязательного зачисления и хранения наличной иностранной валюты, поступившей от экспортных операций, на соответствующих банковских счетах. Таким образом, частники смогут свободно распоряжаться валютной выручкой
Чтобы заработала схема вывоза продукции с участием ИП, проектом указа предлагается отменить лицензирование грузоперевозок мелким транспортом. Что касается налоговых льгот, то плательщиков единого торгового сбора в части доходов, полученных от реализации товаров за границей, планируется освободить от уплаты налога при упрощенной системе налогообложения, а также от местных налогов и сборов.
В ближайшее время в систему налогообложения предпринимателей внесут еще одно изменение, которое указом не предусмотрено.
Предыстория такова. В целях выравнивания условий хозяйствования коммерческих предприятий и индивидуальных предпринимателей законодательством утверждено, что если выручка предпринимателя превышает 20-кратную ставку единого налога, то вводится дополнительное налогообложение полученной разницы. По оценке представителей некоторых столичных предприятий, это привело к сокращению числа сделок между предпринимателями и производителями продукции.
Как заявил на пресс-конференции в Минске начальник управления предпринимательства Мингорисполкома Александр Калиновский, «эта проблема известна в правительстве и будет снята. В ближайшее время будет принято решение о введении дополнительного налогообложения в случае, если выручка предпринимателя превысит 30-кратную ставку единого налога».
Также в целях стимулирования работы частного бизнеса с белорусскими предприятиями А.Калиновский считает необходимым расширить возможности госсектора в вопросе ценообразования. Предприятия должны иметь возможность предлагать бизнесу продукцию для последующей реализации по приемлемым для частников и для самого предприятия ценам. «Например, если говорить о продукции, которая по 7-8 лет на складах, к ней должно быть особое отношение и свои механизмы реализации», — подчеркнул А.Калиновский.
Бизнес-сообщество также настаивает на том, чтобы предприятия-производители имели возможность устанавливать те цены, по которым продукция покупается, а не те, что им диктуют различные постановления. Как рассказала «Белорусским новостям» предприниматель Екатерина Чижик, на этот счет бизнес высказал свои предложения, но пока разрешения продавать продукцию, в частности, ниже себестоимости предприятия не получили. Предполагается, что этот момент будет оговорен в президентском указе.
Хотя, как показывает практика, при желании предприятия и частный бизнес могут договориться по цене и без специальных разрешений. Как отметил начальник отдела продаж ЗАО СП «Отико» Сергей Бобров, «наше предприятие практикует предоставление субъектам предпринимательства скидок на обувь. Например, в сезон скидки могут составлять 5-10%, в конце сезона — до 20%».
Представитель обувной компании также подчеркнул, что предприятие заинтересовано работать с частным бизнесом. «Доля предпринимателей среди тех, кто участвует в торговых операциях, составляет 20-25%. И мы заинтересованы в расширении работы с частным бизнесом. Это мобильный канал распределения продукции на рынке. В отличие от предприятий Минторга и Белкоопсоюза, предприниматели активно участвуют в различных акциях. Также предоставляют информацию о том, что хорошо продается, что не очень. Это позволяет совершенствовать производственный процесс».
Впрочем, Е.Чижик считает, что белорусские производители в основной массе пока не очень доверяют предпринимателям и больше настроены на работу в плане экспорта с юридическими лицами. «Но, думаю, если процесс пойдет, появится и доверие». В этой связи предпринимателям, по словам собеседницы , будет полезно использовать выставки-ярмарки, организуемые, в частности, в России.