За три недели ЗВР Беларуси сократились на 277 млн долларов
11.08.2009 15:06
—
Новости Экономики
С 10 июля по 1 августа 2009 года золотовалютные резервы Беларуси в определении МВФ сократились на $277 млн - с $3,442 до $3,165 млрд. В национальном определении (с учетом резервов в ОКВ, драгметаллах, отличных от монетарного золота, и драгоценных камнях) ЗВР страны снизились на $253 млн - с $3,877 до $3,624 млрд. Таким образом, белорусских резервов недостаточно для финансирования полугодового дефицита внешней торговли. По данным за первое полугодие, отрицательное сальдо внешней торговли Беларуси составило минус $3,95 млрд.
Как утверждают в Нацбанке, "текущий размер золотовалютных резервов РБ позволяет Национальному банку обеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год". Представители банка также указывают, что по объему чистых международных резервов страна полностью укладывается в показатели, согласованные с МВФ в рамках программы stand-by.
Но достаточно высокий уровень ЗВР обеспечивается внешними заимствованиями и поступлениями от приватизации госсобственности. В январе 2009 года Беларусь получила первый транш кредита МВФ в размере $788 млн. В июле МВФ выделил второй транш в размере $679,2 млн. Кроме того, в марте ЗВР пополнились очередным траншем российского кредита на сумму $500 млн, а в феврале стране поступили $625 млн от продажи 12,5% акций ОАО "Белтрансгаз" и $250 млн произведенной Газпромом предоплаты за транзит российского газа по территории Беларуси в течение года.
Если учесть, что на начало года - до этих вливаний - ЗВР Беларуси в определении МВФ составляли $3,061 млрд, то получается, что все кредитные ресурсы и иные внешние поступления, за счет которых пополняются резервы, за исключением $100 млн Беларусь за 7 месяцев потратила на финансирование дефицита внешней торговли и поддержание курса национальной валюты.
Эксперты МВФ признают, что соотношение внешнего долга и ВВП у Беларуси достаточно низкое и резерв для дальнейших заимствований есть. 29 июня Совет директоров фонда одобрил увеличение объема кредитной программы stand-by для Беларуси на $1 млрд до $3,52 млрд. До конца года Беларусь ожидает поступление от МВФ еще $1,35 млрд двумя траншами.
Тем не менее, соотношение ЗВР и краткосрочного внешнего долга у Беларуси остается очень высоким - по этому тревожному показателю мы проигрываем всем развивающимся странам Европы и Центральной Азии. Фактически наша страна входит в список государств региона, спасающихся от дефолта лишь с помощью активных внешних заимствований.
Именно они в ближайшее время, похоже, останутся основной стратегией Беларуси. На фоне снижения экспорта почти вдвое по сравнению с первым полугодием 2008 года и падением валютной выручки на 41,9% Беларусь не планирует снижать промышленное производство, для которого нужны импортные энергоносители, сырье и комплектующие. Таким образом, очевидно, что при дальнейшем сохранении низкого спроса на белорусскую продукцию и неплатежеспособности наших торговых партнеров ставка на рост экономики неизбежно приведет к наращиванию отрицательного сальдо внешней торговли, вымыванию валюты и сокращению ЗВР.
При этом курс рубля Нацбанк, вероятно, продолжит поддерживать на согласованном с МВФ уровне +/-10% к стоимости корзины валют на 2 января 2009 года.
Как утверждают в Нацбанке, "текущий размер золотовалютных резервов РБ позволяет Национальному банку обеспечивать стабильность динамики курса национальной валюты в пределах, установленных Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2009 год". Представители банка также указывают, что по объему чистых международных резервов страна полностью укладывается в показатели, согласованные с МВФ в рамках программы stand-by.
Но достаточно высокий уровень ЗВР обеспечивается внешними заимствованиями и поступлениями от приватизации госсобственности. В январе 2009 года Беларусь получила первый транш кредита МВФ в размере $788 млн. В июле МВФ выделил второй транш в размере $679,2 млн. Кроме того, в марте ЗВР пополнились очередным траншем российского кредита на сумму $500 млн, а в феврале стране поступили $625 млн от продажи 12,5% акций ОАО "Белтрансгаз" и $250 млн произведенной Газпромом предоплаты за транзит российского газа по территории Беларуси в течение года.
Если учесть, что на начало года - до этих вливаний - ЗВР Беларуси в определении МВФ составляли $3,061 млрд, то получается, что все кредитные ресурсы и иные внешние поступления, за счет которых пополняются резервы, за исключением $100 млн Беларусь за 7 месяцев потратила на финансирование дефицита внешней торговли и поддержание курса национальной валюты.
Эксперты МВФ признают, что соотношение внешнего долга и ВВП у Беларуси достаточно низкое и резерв для дальнейших заимствований есть. 29 июня Совет директоров фонда одобрил увеличение объема кредитной программы stand-by для Беларуси на $1 млрд до $3,52 млрд. До конца года Беларусь ожидает поступление от МВФ еще $1,35 млрд двумя траншами.
Тем не менее, соотношение ЗВР и краткосрочного внешнего долга у Беларуси остается очень высоким - по этому тревожному показателю мы проигрываем всем развивающимся странам Европы и Центральной Азии. Фактически наша страна входит в список государств региона, спасающихся от дефолта лишь с помощью активных внешних заимствований.
Именно они в ближайшее время, похоже, останутся основной стратегией Беларуси. На фоне снижения экспорта почти вдвое по сравнению с первым полугодием 2008 года и падением валютной выручки на 41,9% Беларусь не планирует снижать промышленное производство, для которого нужны импортные энергоносители, сырье и комплектующие. Таким образом, очевидно, что при дальнейшем сохранении низкого спроса на белорусскую продукцию и неплатежеспособности наших торговых партнеров ставка на рост экономики неизбежно приведет к наращиванию отрицательного сальдо внешней торговли, вымыванию валюты и сокращению ЗВР.
При этом курс рубля Нацбанк, вероятно, продолжит поддерживать на согласованном с МВФ уровне +/-10% к стоимости корзины валют на 2 января 2009 года.