Йоэль Мансфельд: Белорусский агротуризм находится на самой начальной стадии

Источник материала:  
10.08.2009 10:24 — Новости Экономики

С рабочим визитом в Беларуси побывала группа израильских специалистов в сфере туризма. Интерес израильтян к состоянию отечественной туристической отрасли, в частности агротуризма, в значительной мере вызван ожидающейся взаимной отменой визового режима.

О своих впечатлениях TUT.BY рассказали экс-советник министра иностранных дел Израиля Йоэль Мансфельд и специалист в сфере туристического менеджмента, развития и планирования, а также транспортно-туристического взаимодействия, доктор Хези Израэли.
- Чем Израиль может помочь Беларуси в развитии агротуризма?
Хези Израэли (Х.И.): Прежде всего - более чем 20-летним опытом. Развитие сельского туризма в Израиле было вызвано экономической необходимостью для местного населения. Люди нуждались в дополнительном источнике заработка и новых рабочих местах. Чем успешнее мы развивались, тем большую поддержку нам оказывало государство. Конечно, мы допускали много ошибок, но это ведь неизбежная плата. Теперь мы можем помочь вам минимизировать ошибки в процессе развития сельского туризма в Беларуси.
Йоэль Мансфельд (Й.М.): Касательно жителей сельской местности, я бы добавил социальный аспект. 22 года назад мы поняли: эти люди страдают от ощущения того, что они находятся в самом низу, живут далеко от городов, у них гораздо меньше возможностей доступа к развлечениям, отдыху, социальным услугам.
Один из позитивных моментов развития сельского туризма - то, что мы даем возможность сельскому населению пользоваться инфраструктурой, предназначенной для туризма, улучшая качество жизни и экономическую ситуацию.
Другая социальная проблема - урбанизация. Сельский туризм позволяет создавать дополнительные рабочие места для молодежи, что дает ей возможность остаться в провинции. У нас сложилось впечатление, что ваша сельская местность стареет. Чтобы спасти деревню, вы должны предоставить молодым людям возможность нормально жить. В Израиле есть такой опыт.
- Какова доля приносимой израильским сельским туризмом прибыли в общей туристической статье доходов?
Й.М.: Все очень зависит от ситуации с безопасностью в стране. Однако могу сказать, что около 80 процентов внутреннего туризма приходится на агротуризм. Это очень сильный и востребованный продукт, приносящий огромные деньги.
- Это ваш первый визит в Беларусь. Что удивило больше всего?
Х.И.: В отличие от других русскоязычных стран Беларусь более европейская. В стране приятная, спокойная обстановка. Местное население доброжелательно и гостеприимно. Конечно, это субъективный взгляд, но он совпадает с впечатлениями других иностранцев, побывавших в Беларуси. А еще у вас удивительно чисто - по самым высоким европейским меркам - и очень безопасно на улице в любое время суток, чего не скажешь о других постсоветских странах. Это очень важная поддерживающая черта туризма.
Что еще удивило - неплохое состояние дорог в городе и сельской местности, нетронутая природа и, конечно, исчезающий в Европе сельский образ жизни с традиционными деревнями и колхозами, наличие которых может стать вашим преимуществом при развитии сельского туризма. По сути, в мире есть всего две страны, где сохранились колхозы - Беларусь и Израиль.
А еще меня поразило богатейшее еврейское наследие - ничего подобного я не видел в других странах.
Й. М.: Есть только одно "но". К сожалению, пока это не туристический продукт.
- Что еще может быть отличительной особенностью белорусского сельского туризма?
Й.М.: Конечно, это белорусская кухня, которая является неотъемлемой частью сельской культуры. Не знаю, культурный это феномен или научный факт, но ваша пища не только очень вкусная, но и жирная. Однако, комбинируя ее с водкой (а еще лучше с самогоном), жиры растворяются и прекрасно усваиваются организмом.
При этом во время нашей поездки по провинции я не видел ни одной вывески ресторана национальной кухни. Это огромное упущение! У вас ведь у каждой области есть свой отличительный стиль в кулинарии, и вы должны развивать в сельской местности систему ресторанов национальной кухни.  Помимо кухни, это народные промыслы и искусство. Причем не только старинное, но и современное.
- Вам еще предстоит подготовить специальный доклад по результатам визита. Но если подвести промежуточные выводы, на каком этапе находится белорусский агротуризм? Какие первостепенные задачи перед ним стоят?
Й.М.: В глазах западных туристов белорусский агротуризм находится на самой начальной стадии. На мой взгляд, есть две вещи первой необходимости.
Во-первых, нужно создать понятные для туриста бренды в каждом регионе - региональный туристический продукт. Во-вторых, ликвидировать все бюрократические препоны, которые для иностранных туристов выглядят абсолютной глупостью. Например, ты едва успел сойти с трапа самолета в аэропорту, а от тебя требуют приобрести медстраховку. Без предварительного предупреждения это выглядит не просто негостеприимно, а неприемлемо. 
Х.И.: Говоря о международном рынке, нужно понять международные запросы, направления развития. Необходимо привести систему образования в сфере туризма в соответствие с последними мировыми методиками. Ничего не получится без налаживания тесного сотрудничества с туристическими организациями других стран и, конечно, без развития туристической инфраструктуры. У западного туриста большой опыт путешествий, а инфраструктура - один из главных параметров, влияющий на его выбор страны следования.
Израильский опыт показывает: для успеха национального туризма важно, чтобы он стимулировал развитие мирового туризма. Кроме этого, государство должно стимулировать предпринимателей к развитию туризма.
Ну и конечно, не должно быть визовой проблемы. Ваша близость к ЕС предполагает простоту в пересечении границы. Пока же этого нет.

←Белорусские экономисты: «Для Лукашенко свиньи важнее людей»

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика