Правительство задним числом ввело лицензирование на экспорт шин
Постановлением №1018 от 3 августа Совет Министров РБ с 12 июня ввел лицензирование на экспорт шин в количестве не более 450 тыс. штук. Данная мера направлена на поддержку ОАО «Белшина» на украинском рынке пневматических шин. Ограничения, введенные постановлением, будут действовать до 31 декабря 2009 года.
В феврале нынешнего года украинский
производитель шин ЗАО "Росава" обратился в правительство
Украины с требованием начать антидемпинговое
расследование поставок белорусских шин в Украину.
Компания указывала на то, что ОАО «Белшина» намеренно
снижает экспортные цены на свою продукцию, используя
"галопирующий демпинг".
Угроза расследования заставила ОАО "Белшина" начать
миротворческие переговоры. В результате белорусское
предприятие обязалось ограничить объемы поставок
продукции в Украину, а также уравнять цену импорта товара
с ценой на внутреннем рынке. По этому поводу было
подписано даже соответствующее межведомственное
соглашение между МИД Беларуси и Минэкономики Украины.
Однако, хоть соглашение и было достигнуто реально никаких
документов, ограничивающих поставки белорусских шин в
Украину подписано не было. Поэтому ОАО "Белшина"
продолжала поставлять продукцию в Украину по прежним
ценам и даже увеличила объемы поставок, чем вызвало
серьезное неудовольствие украинской стороны.
По данным государственной украинской организации
"Укрзовнишэкспертиза", с 2005 по 2007 год "Белшине"
удалось в 2,4 раза увеличить свое присутствие на
украинском рынке шин для легковых автомобилей - с 263 до
632 тыс. штук. А в 2008 году "Белшина" экспортировала в
Украину уже свыше 811 тыс. шин. При этом украинский рынок
шин почти не демонстрировал роста и белорусский
производитель завоевывал потребителей, вытесняя с рынка
украинские бренды. Так, на рынке шин для легковых
автомобилей доля "Росавы" - крупнейшего украинского
производителя шин - за три года снизилась более чем вдвое
- с 64% в 2005 году до 30% в 2008 году.
В июне терпение украинской стороны лопнуло, и она
пригрозила, что если экспансия белорусских шин по
демпинговым ценам не прекратится, то соответствующего
расследования не миновать.
В ходе переговоров между двумя сторонами было достигнуто
соглашение, согласно которому устанавливался
гарантированный объем поставки белорусских шин в Украину
по ценам не ниже устанавливаемых при реализации их на
внутреннем рынке Беларуси. Это соглашение Александр
Лукашенко утвердил своим указом.
Два месяца белорусское правительство не вводило никаких
ограничительных механизмов, чтобы выполнить данное
соглашение, и вот, наконец, ввело.