Власти готовятся к новой атаке на посредников
О намерениях властей продолжить начатое, в частности, высказался министр экономики Николай Зайченко.
Утраченные миллионы
По мнению председателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, за три дня действия постановления 991 бизнес потерял миллионы долларов. Простой пример. Одно из торговых предприятий союза не смогло купить чековую ленту для кассовых аппаратов. В результате работа предприятия остановилась. Таких примеров по всей стране тысячи. Большинство компаний в эти дни не проводили сделки по купле-продаже, опасаясь штрафных санкций, рассказал он Белорусским новостям.
Подвешенное состояние, в котором находился белорусский бизнес, отразилось и на торговых партнерах белорусских компаний в соседних странах, которые не могли проводить операции с белорусским рублем.
В частности, директор одной из литовских фирм рассказал Белорусским новостям, что 3 августа в Вильнюсе некоторые банки отказывались покупать национальную валюту Беларуси. Мой партнер из Минска позвонил и сказал, что у него есть белорусские рубли для расчета за продукцию и спросил перечислять? Я позвонил в свой банк и спросил курс. Мне там сказали, что они белорусский рубль сегодня не покупают, но могут купить по курсу, который наполовину ниже официального. Конечно, я отказался, сообщил собеседник. При этом он отметил, что несколькими днями ранее таких вопросов не возникало. Бизнесмен считает, что таким образом литовские банки пытались перестраховаться и минимизировать свои риски, связанные с запретом правительства на посредническую деятельность в Беларуси. Похожая ситуация с курсом белорусского рубля, по словам собеседника, была в январе, когда в Беларуси произошла девальвация.
Имидж ничто?
Однако еще больший ущерб был нанесен имиджу страны, считают эксперты. Ведь хорошая репутация имеет одно плохое свойство на нее нужно работать постоянно. Своими же действиями власти поставили жирную кляксу на либерализационный пиджак, отмыть которую будет непросто.
По мнению руководителя оргкомитета по созданию Ассоциации малого и среднего предпринимательства Сергея Балыкина, беспрецедентное ограничение посреднической деятельности и сама процедура принятия документа наглядно продемонстрировало отсутствие в Беларуси стабильности и предсказуемости в бизнесе.
Нетрудно предположить, что многие инвесторы теперь всерьез задумаются над тем, стоит ли им дальше развивать совместные проекты в Беларуси. Ведь нет никаких гарантий, что наступления на посредников не повторятся.
И вновь продолжается бой?
О намерениях властей продолжить начатое, в частности, высказался министр экономики Николай Зайченко. В эфире белорусского телевидения 4 августа он заявил, что правительство сейчас разрабатывает комплекс дополнительных мер, которые позволят в полном объеме выполнить поручение главы государства по наведению порядка с необоснованными посредниками.
По словам Зайченко, проблема именно необоснованного посредничества является крайне острой в силу финансово-экономического кризиса. В частности, министр подчеркнул, что необоснованное посредничество ведет к завышению цен: можно встретить товары, которые отличаются в цене до двух с половиной раз. Еще одним негативным следствием этого, считает он, является глупая конкуренция, которая создается на внутреннем рынке.
Президент неоднократно указывал, что вопрос необоснованного посредничества, ведущего к разрушению финансовой системы организаций и предприятий, должен быть закрыт, отметил министр.
Это лишь подтверждает предположения о том, что правительство только выполняло поручение Лукашенко в наведении порядка с посредниками, но несколько перестаралось в своем усердии.
По мнению главы РКП Виктора Маргелова, в правительстве важность и полезность конкуренции недопонимают. Высказывания Зайченко по поводу глупой конкуренции страшные слова для бизнеса, считает он: Конкуренцию нужно развивать и лелеять. Вот что сегодня спасет нашу экономику. А это может произойти только за счет как можно большего количества компаний на рынке. Когда рынок открыт, на нем работают не менее 10 поставщиков одного и того же товара, тогда можно говорить, что цена на него будет справедливой. То, чего добивается государство, это контроль чиновников над товарными потоками в стране и создание монополии.
Виктор Маргелов считает, что бизнес пока не услышал от правительства ни одного внятного примера, на какие товары и у каких посредников цены на одни и те же товары отличаются в 2,5 раза. Если у кого-то на складе завалялось две пачки с позапрошлого года, это еще не аргумент, чтобы ставить на уши всю страну, отметил он.