Юристы пытаются найти схемы работы после выхода постановления № 991
На первом этапе действия постановления Совета Министров Беларуси № 991 от 28 июля, которое официально опубликовано 1 августа 2009 г. и, таким образом, вступило в силу, юрлица для закупки товаров могут прибегнуть к договорам комиссии. Такое мнение в интервью ПРАЙМ-ТАСС высказал старший партнер юридической группы "АргументЪ" Денис Алейников.
Постановление Совмина обязывает всех
юридических лиц независимо от организационно-правовой
формы приобретать товары на территории страны только у
производителей товаров и их официальных торговых
представителей.
Документ предусматривает, что перечни официальных
торговых представителей будут утверждать органы
госуправления, подчиненные правительству организации,
облисполкомы, Мингорисполком и Национальная академия наук
на основании заявлений производителей, которые должны
предоставить документы, подтверждающие экономическую
обоснованность приобретения товаров у официальных
торговых представителей. В настоящий момент информация о
том, что данные перечни сформированы, отсутствует.
"С ноля часов 2 августа юридические лица, названные в
постановлении, могут приобретать товар только у
производителей. Любые посредники, дилеры производителей,
в том числе белорусских, продавать товары юридическим
лицам уже не могут, так как не внесены в перечень
официальных представителей в порядке, предусмотренном
постановлением", - отметил Д. Алейников.
"Однако паниковать нет оснований. В постановлении
установлено регулирование в отношении "приобретения
товаров". Если под термином "приобретение" постановление
понимает "куплю-продажу" (так как юридически это наиболее
адекватное толкование данного термина), то остается
возможность для оборота товара на основании договоров
комиссии", - сказал эксперт.
Он отметил, что в ритейле может использоваться договор
комиссии на продажу. "Юридически по данному комиссионному
договору юрлицо, имеющее торговый объект, товар не
приобретает, а получает товар вместе с поручением от
импортера заключить сделку по его продаже с потребителем.
В соответствии с Гражданским кодексом, право
собственности на товар при такой схеме переходит напрямую
от импортера к потребителю, и, таким образом, приобретает
товар конечный потребитель, а ему, согласно
постановлению, приобретать можно у кого угодно", -
пояснил Д. Алейников.
При этом он подчеркнул, что данная схема работы будет
приветствоваться предприятиями розничной торговли, так
как она решает в их пользу многие проблемные вопросы.
"Во-первых, рассчитываться за комиссионный товар
необходимо только после реализации его потребителю, а не
в установленный срок, как по договору купли-продажи. А
если товар не реализован, то его в любой момент можно
вернуть поставщику, так как в собственность магазина
товар не поступает и до момента продажи находится в
собственности поставщика", - сказал эксперт.
"В то же время, вряд ли обрадуются таким условиям
торговли дилеры отечественных товаропроизводителей", -
также подчеркнул Д. Алейников.
Кроме того, добавил эксперт, для приобретения
юридическими лицами товаров для собственных нужд может
использоваться комиссия на закупку. "Юридическое
лицо-покупатель дает комиссионное поручение импортеру
приобрести за рубежом товар и после приобретения передать
его покупателю. Право собственности при такой сделке
переходит напрямую от нерезидента к конечному покупателю
- белорусскому юридическому лицу (товар тоже может
отгружаться нерезидентом напрямую конечному
приобретателю). При этом импортер получит свою надбавку в
форме комиссионного вознаграждения (ценообразование по
которому в Беларуси вообще не регулируется).
Соответственно если в контексте постановления такие
внешнеэкономические сделки не будут рассматриваться как
"приобретение на территории Беларуси", то могут являться
вариантом торговли, не подпадающим под ограничения,
установленные постановлением", - пояснил Д.
Алейников.
"Особой тайны в торговле через комиссионные схемы нет.
Например, Указ президента Беларуси № 117, устанавливая
регулирование для посреднической деятельности,
предусматривает, что под торгово-посреднической
деятельностью понимается не только заключение прямых
договоров купли-продажи, но и заключение этих договоров
на основании договоров поручения или комиссии. Думаю,
если бы правительство хотело запретить комиссионные
сделки, то сделало бы аналогичную оговорку в своем
постановлении № 991", - сказал эксперт.
Решения о назначении официальных торговых представителей
должны принимать производители либо их официальные
дилеры/дистрибьюторы по соответствующему региону, а не
правительство. Порядок принятия решения должен быть
уведомительный. Такое мнение агентству ПРАЙМ-ТАСС
высказал директор юрфирмы "Юрзнак" Максим Знак,
комментируя постановление Совмина № 991 от 28 июля,
которым для белорусских юрлиц введена единственная
возможность приобретения товаров на территории Беларуси -
у производителей или официальных торговых
представителей.
По оценке юриста, смягчение введенной нормы крайне
необходимо, так как получить статус официального
представителя для многих компаний будет невозможно.
Основная проблема с получением статуса официального
торгового представителя заключается в том, что его
присвоение будет зависеть от мнения должностного лица в
соответствующем госоргане. Кроме того, процедура
получения статуса официального торгового представителя
громоздка. Перечни представителей утверждают
"соответствующие" республиканские органы, госорганизации,
облисполкомы, Национальная академия наук - по
согласованию с заместителем премьер-министра Беларуси
согласно курируемым направлениям.
"Это значит, что для начала все товарные группы
необходимо разделить между уполномоченными организациями
и органами, затем по каждому направлению выделить
куратора из состава заместителей премьер-министра, и
только потом все это заработает. Получается, что перечни
официальных торговых представителей будут готовы еще не
скоро, а торговать уже нельзя", - прокомментировал М.
Знак.
Процедура, предложенная правительством, предполагает, что
поставщик, являющийся производителем товаров, должен
обращаться с ходатайством в уполномоченный орган. "Сложно
представить, сколько времени, сил и средств нужно будет
для того, чтобы заставить действительно крупного
производителя написать соответствующее заявление,
заверить его по всем правилам и отправить сюда. Крупные
игроки просто не станут разговаривать на эту тему со
сравнительно небольшими компаниями. Ситуация осложняется
и тем, что многие производители вообще не занимаются
дистрибуцией, так как это делают специальные структуры.
Этот пункт делает постановление № 991 еще более "неживым"
и заведомо непригодным к применению", - считает
юрист.
Он обратил внимание, что предложенная процедура получения
разрешения не заявительная. К заявлению должны быть
приложены документы, подтверждающие "экономическую
обоснованность приобретения товаров у официальных
торговых представителей". "Экономическая обоснованность -
субъективное, оценочное понятие. Ее можно усмотреть или
нет. При этом решение будет принимать уполномоченное
должностное лицо, а само принятие решения будет
своеобразным "черным ящиком", предоставляющим возможности
для злоупотреблений", - предположил эксперт.
Разрешительный характер процедуры позволяет думать, что
количество официальных торговых представителей будет
ограничено: введение новых торговых представителей может
быть признано "экономически нецелесообразным".
Опасения, что некоторые госпредприятия могут получить
статус "официальных торговых представителей всего", в
порядке исключения и без документов от производителей,
уже достаточно сильны, отметил М. Знак.