Когда заработает китайский своп?
03.08.2009 17:30
—
Новости Экономики

На минувшей неделе на этот вопрос попытался ответить председатель правления Нацбанка Беларуси Петр Прокопович. По его словам, "мы рассчитываем начать предоставлять белорусским предприятиям ресурсы в юанях в рамках валютного свопа через 2-3 месяца, после изменения в Китае существующей нормативной базы". Дело в том, что в соответствии с действующим законодательством Китая его "национальная валюта не может быть выведена за пределы страны".
Финансовый аналитик Александр Муха убежден, что реализация валютного свопа с Китаем может произойти "если не через 2-3 месяца, то до конца 2009 года точно". По его словам, для Беларуси эта сделка довольно выгодная. По итогам 5 месяцев у Беларуси отрицательное сальдо торговли с Китаем составило около 300 млн долларов. Для золотовалютных резервов Беларуси это довольно весомая сумма. "Будь у нас возможность рассчитываться с китайскими партнерами в юанях, мы бы смогли не тратить доллары", - отметил А. Муха.
Международные эксперты называют заключенные Китаем валютные свопы началом похода этой страны за придание юаню статуса резервной валюты. С начала года Народный банк Китая заключил соглашения о валютных свопах на общую сумму 650 млрд юаней (95 млрд долларов) с шестью центробанками - Южной Кореи, Гонконга, Малайзии, Индонезии, Беларуси и Аргентины. Более того, Китай ведет переговоры об аналогичных соглашениях с другими центробанками и, вероятно, расширит их, чтобы как минимум покрыть всю торговлю Китая со странами Азии, за исключением Японии.
![]() |
Партнер рубрики - Форекс в Беларуси. ЭвоТрейд Финанс. www.evotrade.by |
При этом эксперт подчеркивает, что существует огромная разница между продвижением юаня в качестве валюты для международных расчетов и использованием юаня в качестве мировой резервной валюты. Для того чтобы китайская валюта стала резервной, необходимо полностью изменить структуру финансовых рынков КНР. Прежде всего, иностранцы должны получить возможность вкладывать капитал в акции, облигации и банковские депозиты Поднебесной. Также власти Китая должны сделать все, чтобы их финансовые рынки стали прозрачными и пользовались доверием инвесторов. "Но даже если отбросить технические трудности, существует еще одна проблема: китайским властям придется отказаться от идеи доминирования государства на кредитных рынках. А это не так просто", - заключил А. Кребер.
В свою очередь профессор Cornell University Эсвар Прасад считает, что приданию юаню статуса резервной валюты поможет размер китайской экономики, которая находится в процессе постоянного роста. Поэтому в перспективе юань будет постепенно вытеснять доллар, сначала этот процесс пойдет в азиатском регионе. Заместитель директора Института Дальнего Востока РАН Андрей Островский в интервью корреспонденту агентства "Синьхуа" отметил, что после финансового кризиса при дальнейшем расширении экспорта и постепенном перехода к полной конвертируемости юань может стать одной из резервных мировых валют, вначале в Азии, а затем и в мире. "Но это произойдет не сразу, а постепенно по мере расширения объемов китайского экспорта и перехода к свободной конвертируемости юаня", - подчеркнул А. Островский. Однако, как он полагает, МВФ, Всемирный банк и правительства ряда стран ЕС, США и Японии вряд ли допустят такое развитие событий и сделают все возможное, чтобы воспрепятствовать этому, используя экономические и политические меры.
Ведь уже президент США Барак Обама, глава Федеральной резервной системы США Бен Бернанке и министр финансов США Тимоти Гейтнер буквально в один голос заявляют, что позиции доллара "очень сильны" и необходимости в новой единой мировой валюте нет. "Доллар очень силен, потому что инвесторы считают США страной с самой сильной экономикой и самой стабильной политической системой в мире. Я не вижу необходимости в новой мировой валюте", - не раз подчеркивал Б. Обама.
Председатель правления Нацбанка Беларуси Петр Прокопович уверен, что в течение 2-3 ближайших лет Международный валютный фонд включит китайский юань в перечень резервных валют. Ведь "одним из уроков кризиса является необходимость ухода от использования доллара США в расчетах и максимально возможное использование национальных валют во внешней торговле". В этом свете, полагает глава Нацбанка, "сделка своп с Китаем - это задел на 5-10 лет вперед".