Доходы – в отходы. Или наоборот?

Источник материала:  
03.08.2009 08:59 — Новости Экономики

Чем дальше кризис, тем экономнее становится белорусская экономика. Чтобы поправить растущий дефицит торгового баланса, приходится вычеркивать все новые статьи некритического импорта. Одна из них – вторсырье…

Президент А.Лукашенко в конце июня подписал Указ № 327 «О Государственной программе сбора (заготовки) и переработки вторичного сырья в Республике Беларусь на 2009-2015 годы». На финансирование программы выделяется 276,6 млрд. рублей.
Тема - весьма актуальная для Беларуси, не располагающей значимой сырьевой базой. Импортировать промышленное сырье и полуфабрикаты накладно, несмотря на кризисное падение цен. Сбор и вторичная переработка вполне могли бы стать одной из важных вспомогательных отраслей. Однако не стали. Мало того, работа эта организована у нас так, что вторсырье даже для скромных мощностей по его переработке приходится импортировать! В 2008 году в страну ввезено более 20 тысяч тонн стеклобоя на сумму 2,5 млн. долларов США, а также почти 110 тысяч тонн макулатуры на сумму 15,9 млн. долларов.
Как и 70 лет назад основной поставщик вторичных ресурсов - сеть заготовительных пунктов сбора, а также пункты сортировки коммунальных отходов. Зарубежный опыт раздельного сбора коммунальных отходов в разноцветные контейнеры у нас пока не прижился (хотя средства на изготовление и расстановку таких контейнеров по некоторым улицам и дворам затрачены вполне приличные). Основные виды собираемых отходов - бумага и картон, стекло, полимеры, текстиль, резина. С распадом пионерской организации промышленность лишилась металлолома, хотя разбросано его в промзонах и колхозах предостаточно.
Нужда в новой государственной программе явно назрела. Одна беда - государство принимает такую программу и само же берется ее исполнять. Как и прежде, основным распорядителем отходов остается ГО «Белресурсы» (правопреемник советского Госснаба), при активном участии данного ведомства программа и создавалась.
Нигде в цивилизованном мире государство сбором и переработкой отходов не занимается. Оно лишь льготирует при необходимости профильный частный бизнес и даже дотирует его, когда это связано с утилизацией и переработкой отходов, опасных для окружающей среды. И это, кстати, не менее важный фактор, чем экономия первичного сырья. В 2008 году в Беларуси собрано около 3 млн. тонн твердых коммунальных отходов, большая часть которых вывезена на полигоны захоронения. Площадь свалок (соответственно - выводимой из полезного оборота земли) растет, растет и степень атмосферного и водного загрязнения, отходы на полигонах практически не перерабатываются. Есть и такие виды отходов (например, батарейки, некоторые типы ламп и бытовых приборов), утилизация которых на свалках запрещена (как и сброс потребителями в бытовой мусор), а технологий безопасной переработки нет даже на Западе. Для хранения подобных отходов строят специальные сооружения. Мы на эту тему пока молчим, помалкивает и утвержденная президентским указом Программа.
Беларусь в этой деликатной сфере сохранила и развивает советский опыт. Работа с отходами у нас - это не бизнес, а по-прежнему освоение солидных бюджетных средств, которые выделяются на содержание пунктов сбора и заготовки, расчеты с населением, на закупку специальной техники и оборудования. Новая программа предусматривает еще и создание заводов по переработке вторсырья (в том числе отходов асфальтобетона и строительных отходов), открытие региональных центров по сбору отходов сложной бытовой техники и транспортных средств.
Как и всякая Государственная программа, эта также направлена на рост объемов (заготовки вторичного сырья), наиболее полное удовлетворение потребностей (перерабатывающих организаций), что позволит сократить импорт (стеклобоя и макулатуры) и даже организовать экспорт (вторичного текстиля, полимеров, изношенных шин). Есть и прогнозные показатели: увеличить объем вторичной переработки текстиля и строительных отходов более чем в 1,2 раза, макулатуры и отходов асфальтобетона - в 1,5 раза, полимеров - в 2 раза, изношенных шин и стеклоотходов - в 5 раз.
Возможно, данные показатели будут выполнены по всем правилам госотчетности, тем более что отправная точка для «роста» совсем скромная. Получит ли страна реальный эффект? Сомнительно. Потому что с точки зрения конечного результата - эффективного сбора и переработки - это в Беларуси не бизнес. Зато с точки зрения «освоения и распределения» бюджетных средств - еще какой бизнес! В 2007-2008гг. только на «организацию сбора и заготовки вторичного сырья» израсходовано около 60 миллиардов рублей. А ведь отходы - не холодильник, не трактор, специфика учета здесь совершенно иная.
Один из читателей «Белорусского партизана», работающий в этой системе, приводит такой пример: «… Для всех субъектов хозяйствования, которые реально осуществляли сбор и заготовку вторичного сырья, была придумана еще одна хитрая модель - возмещение затрат. На все организации «возмещение» не предполагалось, так как при реальном возмещении на всех денег не хватит! Не указывается также уровень затрат и уровень возмещения. Таким образом, была создана модель планово-убыточной системы заготовки, что позволило автоматически отсечь «неподконтрольные» частные организации. …Руководство ГО «Белресурсы», осознавая, что стоимость сырья низкая - делало видимость (для чиновников других министерств), что проявляют заботу об организациях, осуществляющих сбор-заготовку вторичного сырья. Это проявлялось в попытках заставить организации, использующие в своем производстве вторичное сырье, повысить закупочную стоимость вторичного сырья. Эта вся видимость «отстаивания интересов» происходила, якобы по причинам недовольства со стороны организаций осуществляющих сбор-заготовку. Таким образом, руководство ГО «Белресурсы», самовольно возмещая затраты «подконтрольным» организациям, проводило политику стравливания между собой двух отраслей - заготовительную (сбор-заготовка) и производственную (использование вторсырья в производстве)».
А есть еще и солидные материальные активы - дорогостоящие импортное оборудование и спецтехника, контроль за использованием которых затруднен. И будет, согласно новой Программе, закупаться новая техника. Значит, будут новые тендеры с участием заинтересованных лиц. Хотя тот же осведомленный читатель вообще сомневается в целесообразности новых закупок (видно, не присущ ему государственный размах): «Нет реальных цифр, подтверждающих необходимость новых закупок спецтехники и спецсредств. Уже имеющаяся техника тот объем вторсырья, который был собран за два прошедших года, могла собрать и перевезти за несколько недель. Однако прописанные в Указе Президента спецсредства и спецтехника ОБЯЗАНЫ будут закупаться - руководство ГО «Белресурсы» уж постарается».
Казалось бы, чего мы с дотошным читателем к этим отходам так прицепились. Ничего особенного, есть и более серьезные отрасли, точно также «осваивающие и распределяющие» более серьезные бюджетные деньги. Оно так, конечно. Только за отходы по-особенному обидно. Во-первых, из-за нашей и без того не очень благополучной экологии. Во-вторых, с досады, что даже отходы нам приходится импортировать.

←Сведения о постановке юрлиц и ИП на учет в Беларуси будут в едином документе

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика