Налоговая нагрузка на экономику Беларуси в 2006 году составила 42,8%
Источник материала: БелТА
14.03.2007 14:45
—
Новости Экономики
14 марта, Минск /Людмила Сац - БЕЛТА/. Налоговая нагрузка на экономику, характеризующая долю налогов и платежей в целевые бюджетные фонды в ВВП с учетом отчислений в Фонд социальной защиты населения, составила в 2006 году 42,8% и по сравнению с 2005 годом снизилась на 0,9 процентного пункта.
Как сообщили БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам Беларуси, в этом показателе контролируемые налоговой службой поступления занимают 30%, отчисления в ФСЗН - 11,7%, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, - 1,1%. Показатель налоговой нагрузки с учетом регистрационных и лицензионных сборов, государственных пошлин, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений в ФСЗН в 2006 году составил 45,7%, без учета ФСЗН - 34%.
По мнению специалистов, в связи с тем, что в настоящее время единый платеж от фонда заработной платы отменен, в 2007 году прогнозируется снижение величины налоговой нагрузки на экономику республики без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30% к ВВП.
Как отметили в министерстве, в общей сумме налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджет республики, превалируют косвенные налоги. Они по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ. За 2006 год поступления косвенных налогов увеличились по сравнению с 2005 годом в сопоставимых ценах на 5,5%. Их удельный вес в ВВП составил 17,8% и сократился на 1,1 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой ВВП.
В структуре косвенных налогов лидирующие позиции принадлежат НДС, платежам, исчисленным из выручки от реализации продукции, акцизам, налогу с продаж. В частности, в прошлом году поступления от НДС увеличились на 12,5%, а его доля в ВВП соответствовала уровню 2005 года - 9,3%.
Платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, уменьшились на 13,9%, а их доля - на 1,1 процентного пункта и составила 3,7%. Это стало следствием сокращения совокупной налоговой ставки указанных платежей с 3,9% до 3%.
Как пояснили в МНС, причиной отрицательной динамики по налогу с продаж и отчислениям в дорожный фонд и снижения их доли в ВВП явилась отмена в 2006 году налога с продаж автомобильного топлива, зачисляемого в дорожный фонд, а также налога на приобретение бензина и дизельного топлива. В результате поступления по налогу с продаж сократились почти на 46%, отчисления в дорожный фонд - более чем на 80%. Удельный вес указанных доходных источников в ВВП снизился соответственно на 0,5 и 1 процентный пункт.
В то же время увеличение в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7%, при этом их удельный вес вырос на 1,5 процентного пункта и составил 3,6% в ВВП.
По остальным видам косвенных налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет, а их доля в ВВП не изменилась по сравнению с 2005 годом.
Поступления прямых налогов (налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли) увеличились по сравнению с 2005 годом на 10%, однако их удельный вес в ВВП сократился на 0,3 процентного пункта и составил 9,2%.
Так, поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2%, доля налога в ВВП выросла на 0,3 процентного пункта и составила 4%. По мнению специалистов, налог на прибыль является достаточно гибким источником бюджетных доходов, поскольку напрямую зависит от финансовых результатов функционирования различных звеньев экономики. Так, в истекшем году прирост прибыли от реализации продукции в связи с улучшением финансового состояния организаций в целом по республике составил более чем 15%.
В результате роста реальных денежных доходов населения в целом по республике на 17,5%, поступления подоходного налога увеличились на 18,9%. Удельный вес налога возрос на 0,1 процентного пункта и составил 3,1% в ВВП.
По налогу на недвижимость сложилась положительная динамика поступлений (темп роста - 100,3%), а его доля в ВВП к концу прошлого года составила 1,1% и по сравнению с 2005 годом существенно не изменилась.
Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1%, а их удельный вес в ВВП - на 0,1 процентного пункта до 0,3%. Отрицательная динамика поступлений по данному доходному источнику обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25%, а также перечня видов деятельности, по которым он уплачивается.
Кроме того, на существенное снижение поступлений по налогу на доходы значительное влияние оказал перевод в 2006 году банков - основных плательщиков налога на доходы - на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. В связи с этим налоговые поступления сократились на 48,3%, а доля налога на доходы в ВВП - на 0,3 процентного пункта.
К смешанным налогам, участвующим в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеющим разнообразные объекты налогообложения, относятся налоги, исчисленные единым платежом от фонда заработной платы, земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды.
Темп роста поступлений по смешанным налогам (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды, налоги, исчисленные единым платежом от фонда заработной платы) составил 122,2%. Удельный вес этих налогов относительно 2005 года увеличился на 0,4 процентного пункта и составил 4,1% в ВВП.
В основном это обусловлено ростом отчислений в инновационные фонды (темп роста - 138%), которые в структуре смешанных налогов занимают почти 50%. Доля отчислений в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2005 годом увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 2%. Кроме того, увеличение фонда заработной платы в целом по народно-хозяйственному комплексу республики на 16,4% способствовало росту поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3%. В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 процентного пункта и составил 0,9%.
Как сообщили БЕЛТА в Министерстве по налогам и сборам Беларуси, в этом показателе контролируемые налоговой службой поступления занимают 30%, отчисления в ФСЗН - 11,7%, налоговые платежи, взимаемые таможенными органами, - 1,1%. Показатель налоговой нагрузки с учетом регистрационных и лицензионных сборов, государственных пошлин, налоговых доходов от внешнеэкономической деятельности, отчислений в ФСЗН в 2006 году составил 45,7%, без учета ФСЗН - 34%.
По мнению специалистов, в связи с тем, что в настоящее время единый платеж от фонда заработной платы отменен, в 2007 году прогнозируется снижение величины налоговой нагрузки на экономику республики без учета отчислений в ФСЗН до уровня 30% к ВВП.
Как отметили в министерстве, в общей сумме налоговых поступлений, аккумулируемых в бюджет республики, превалируют косвенные налоги. Они по своей экономической природе являются надбавкой к цене реализуемых товаров, работ. За 2006 год поступления косвенных налогов увеличились по сравнению с 2005 годом в сопоставимых ценах на 5,5%. Их удельный вес в ВВП составил 17,8% и сократился на 1,1 процентного пункта, что обусловлено опережающей динамикой ВВП.
В структуре косвенных налогов лидирующие позиции принадлежат НДС, платежам, исчисленным из выручки от реализации продукции, акцизам, налогу с продаж. В частности, в прошлом году поступления от НДС увеличились на 12,5%, а его доля в ВВП соответствовала уровню 2005 года - 9,3%.
Платежи, исчисленные из выручки от реализации продукции, уменьшились на 13,9%, а их доля - на 1,1 процентного пункта и составила 3,7%. Это стало следствием сокращения совокупной налоговой ставки указанных платежей с 3,9% до 3%.
Как пояснили в МНС, причиной отрицательной динамики по налогу с продаж и отчислениям в дорожный фонд и снижения их доли в ВВП явилась отмена в 2006 году налога с продаж автомобильного топлива, зачисляемого в дорожный фонд, а также налога на приобретение бензина и дизельного топлива. В результате поступления по налогу с продаж сократились почти на 46%, отчисления в дорожный фонд - более чем на 80%. Удельный вес указанных доходных источников в ВВП снизился соответственно на 0,5 и 1 процентный пункт.
В то же время увеличение в среднем в 2,5 раза ставки акцизов на автомобильное топливо позволило обеспечить рост поступлений акцизов на 86,7%, при этом их удельный вес вырос на 1,5 процентного пункта и составил 3,6% в ВВП.
По остальным видам косвенных налогов прослеживалась положительная динамика поступлений в бюджет, а их доля в ВВП не изменилась по сравнению с 2005 годом.
Поступления прямых налогов (налог на прибыль и доходы, подоходный налог, налог на недвижимость, единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, налог на игорный бизнес, местные налоги, исчисленные из прибыли) увеличились по сравнению с 2005 годом на 10%, однако их удельный вес в ВВП сократился на 0,3 процентного пункта и составил 9,2%.
Так, поступления по налогу на прибыль увеличились на 19,2%, доля налога в ВВП выросла на 0,3 процентного пункта и составила 4%. По мнению специалистов, налог на прибыль является достаточно гибким источником бюджетных доходов, поскольку напрямую зависит от финансовых результатов функционирования различных звеньев экономики. Так, в истекшем году прирост прибыли от реализации продукции в связи с улучшением финансового состояния организаций в целом по республике составил более чем 15%.
В результате роста реальных денежных доходов населения в целом по республике на 17,5%, поступления подоходного налога увеличились на 18,9%. Удельный вес налога возрос на 0,1 процентного пункта и составил 3,1% в ВВП.
По налогу на недвижимость сложилась положительная динамика поступлений (темп роста - 100,3%), а его доля в ВВП к концу прошлого года составила 1,1% и по сравнению с 2005 годом существенно не изменилась.
Поступления единого налога с индивидуальных предпринимателей снизились на 15,1%, а их удельный вес в ВВП - на 0,1 процентного пункта до 0,3%. Отрицательная динамика поступлений по данному доходному источнику обусловлена снижением ставок единого налога в среднем на 25%, а также перечня видов деятельности, по которым он уплачивается.
Кроме того, на существенное снижение поступлений по налогу на доходы значительное влияние оказал перевод в 2006 году банков - основных плательщиков налога на доходы - на общеустановленный порядок налогообложения прибыли. В связи с этим налоговые поступления сократились на 48,3%, а доля налога на доходы в ВВП - на 0,3 процентного пункта.
К смешанным налогам, участвующим в процессе ценообразования как элемент себестоимости, но имеющим разнообразные объекты налогообложения, относятся налоги, исчисленные единым платежом от фонда заработной платы, земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды.
Темп роста поступлений по смешанным налогам (земельный и экологический налоги, отчисления в инновационные фонды, налоги, исчисленные единым платежом от фонда заработной платы) составил 122,2%. Удельный вес этих налогов относительно 2005 года увеличился на 0,4 процентного пункта и составил 4,1% в ВВП.
В основном это обусловлено ростом отчислений в инновационные фонды (темп роста - 138%), которые в структуре смешанных налогов занимают почти 50%. Доля отчислений в инновационные фонды в ВВП по сравнению с 2005 годом увеличилась на 0,4 процентного пункта и составила 2%. Кроме того, увеличение фонда заработной платы в целом по народно-хозяйственному комплексу республики на 16,4% способствовало росту поступлений единого платежа от фонда заработной платы на 13,3%. В результате удельный вес данного источника возрос на 0,1 процентного пункта и составил 0,9%.
БелТА (оригинал новости)