Беларусь вправе использовать свой транзитный потенциал для возмещения потерь в экономике - эксперт
Источник материала: БелТА
09.01.2007 17:32
—
Новости Экономики
9 января, Минск /Лилия Крапивина - БЕЛТА/. Беларусь вправе использовать свой транзитный потенциал в целях защиты собственных экономических интересов и в качестве возмещения ущерба от введения Россией экспортных пошлин на нефть. Такое мнение высказал в интервью корреспонденту БЕЛТА заместитель директора НИИ экономического развития Министерства экономики Виктор Пинигин, комментируя сложившуюся ситуацию в белорусско-российских отношениях, касающихся поставок нефти.
Он напомнил, что в декабре Россия приняла решение о введении с 1 января 2007 года вывозной пошлины на поставку нефти в Беларусь в размере $180,7 за тонну. "Это нарушило ранее принятые между странами договоренности о едином экономическом пространстве, в котором нет таможенных границ. Поэтому мы и ввели адекватные меры - пошлину на транспортировку российской нефти по белорусской территории. Мотивируется это тем, что россияне являются монополистами в добыче и поставке нефти, а мы являемся монополистами на транзит нефти на Запад", - подчеркнул ученый.
Российская сторона утверждает, что введение Беларусью пошлины на транзит нефти - это, мол, нонсенс, такого нигде в мире не существует. Поясняя этот факт, Виктор Пинигин сказал: "В принципе, многие вещи сегодня делаются впервые. Вот и Россия недавно ввела для Беларуси оформление удостоверений на временный ввоз автотранспорта, объясняя это тем, что защищает свой авторынок. Новым в мировой экономике можно считать и введение налога на добавленную стоимость. Ученый-экономист придумал НДС, и этот налог стал применяться во всем мире, хотя его и критикуют. Тем не менее, он действует. Таким образом, любая страна может принять определенные решения, чтобы возместить свои потери в экономике. В Беларуси в отношении России приняты именно такие меры - компенсационные. Поэтому я не вижу здесь каких-то несоответствий".
Касаясь других вопросов, возникших с поставками российской нефти, ученый-экономист отметил, что после установления Россией для Беларуси экспортных пошлин на нефть цена этого сырья для нас стала выше, чем, например, для Германии или Польши. "Даже с точки зрения транспортировки мы находимся ближе к источнику, чем эти страны, не говоря уже о том, что мы работаем в Союзном государстве по соответствующим договоренностям", - пояснил он. Цена нефти для Польши и Германии вместе с экспортными пошлинами сейчас составляет примерно $380-390 за тонну. Для Беларуси же с 1 января - $405 за тонну. Разница очевидная. Здесь следует отметить, что стоимость нефти для стран Евросоюза состоит из внутрироссийской цены на нефть, плюс пошлина и услуги по доставке. Возникает закономерный вопрос: почему же для Беларуси, которая ближе к России, чем Польша, цена на нефть выше?
Комментируя данную тему, заместитель директора НИИ экономического развития отметил, что белорусская сторона предлагает российской вернуться к разделу пошлин на нефтепродукты. Ранее Россия поставляла в Беларусь нефть без пошлин, но по ценам, которые были выше, чем внутрироссийские. До 2007 года внутрироссийская цена на нефть составляла $150 за тонну, для Беларуси она превышала $220 за тонну. Переработав эту нефть, Беларусь устанавливала пошлину на свои готовые нефтепродукты несколько ниже (в среднем на $70), чем в России, поэтому продавала бензин и мазут дешевле. Российскую сторону не устраивало такое положение. Она предложила белорусской стороне установить на наши нефтепродукты такие же пошлины, как и у них. При этом средства, получаемые от экспортных пошлин на нефтепродукты, разделить в таком соотношении: 85% - в российский бюджет, 15% - в белорусский.
Беларусь не может пойти на такие условия, отметил собеседник. Во-первых, потому, что при повышении пошлин наши нефтепродукты будут менее конкурентоспособны. Во-вторых, Беларусь теряет добавленную стоимость, полученную при переработке нефти. Дело в том, что доля нефти в готовом нефтепродукте - бензине или мазуте - составляет только 60%. Остальное - это добавленная стоимость, тот труд, который был затрачен на производство данного продукта. Почему мы же мы тогда должны делить доход в такой пропорции? Здесь также следует учесть и тот факт, что глубина переработки нефти на белорусских нефтеперерабатывающих заводах выше, чем на российских, и составляет более 70%. Беларусь провела на своих заводах техническое перевооружение. И сейчас, соответственно, получает больше нефтепродуктов, чем российские заводы, которые этого еще не успели сделать и работают на старых технологиях. "Мы вложили деньги в модернизацию, это не даром нам досталось. Поэтому часть пошлин, хотя бы в виде затрат, мы должны получать в свой бюджет", - считает ученый.
По мнению Виктора Пинигина, стороны могут договориться о том, что торговля между Беларусью и Россией должна осуществляться без таможенных ограничений - тогда не будет таких вопросов, которые сейчас возникли в отношениях между странами.-э-
Он напомнил, что в декабре Россия приняла решение о введении с 1 января 2007 года вывозной пошлины на поставку нефти в Беларусь в размере $180,7 за тонну. "Это нарушило ранее принятые между странами договоренности о едином экономическом пространстве, в котором нет таможенных границ. Поэтому мы и ввели адекватные меры - пошлину на транспортировку российской нефти по белорусской территории. Мотивируется это тем, что россияне являются монополистами в добыче и поставке нефти, а мы являемся монополистами на транзит нефти на Запад", - подчеркнул ученый.
Российская сторона утверждает, что введение Беларусью пошлины на транзит нефти - это, мол, нонсенс, такого нигде в мире не существует. Поясняя этот факт, Виктор Пинигин сказал: "В принципе, многие вещи сегодня делаются впервые. Вот и Россия недавно ввела для Беларуси оформление удостоверений на временный ввоз автотранспорта, объясняя это тем, что защищает свой авторынок. Новым в мировой экономике можно считать и введение налога на добавленную стоимость. Ученый-экономист придумал НДС, и этот налог стал применяться во всем мире, хотя его и критикуют. Тем не менее, он действует. Таким образом, любая страна может принять определенные решения, чтобы возместить свои потери в экономике. В Беларуси в отношении России приняты именно такие меры - компенсационные. Поэтому я не вижу здесь каких-то несоответствий".
Касаясь других вопросов, возникших с поставками российской нефти, ученый-экономист отметил, что после установления Россией для Беларуси экспортных пошлин на нефть цена этого сырья для нас стала выше, чем, например, для Германии или Польши. "Даже с точки зрения транспортировки мы находимся ближе к источнику, чем эти страны, не говоря уже о том, что мы работаем в Союзном государстве по соответствующим договоренностям", - пояснил он. Цена нефти для Польши и Германии вместе с экспортными пошлинами сейчас составляет примерно $380-390 за тонну. Для Беларуси же с 1 января - $405 за тонну. Разница очевидная. Здесь следует отметить, что стоимость нефти для стран Евросоюза состоит из внутрироссийской цены на нефть, плюс пошлина и услуги по доставке. Возникает закономерный вопрос: почему же для Беларуси, которая ближе к России, чем Польша, цена на нефть выше?
Комментируя данную тему, заместитель директора НИИ экономического развития отметил, что белорусская сторона предлагает российской вернуться к разделу пошлин на нефтепродукты. Ранее Россия поставляла в Беларусь нефть без пошлин, но по ценам, которые были выше, чем внутрироссийские. До 2007 года внутрироссийская цена на нефть составляла $150 за тонну, для Беларуси она превышала $220 за тонну. Переработав эту нефть, Беларусь устанавливала пошлину на свои готовые нефтепродукты несколько ниже (в среднем на $70), чем в России, поэтому продавала бензин и мазут дешевле. Российскую сторону не устраивало такое положение. Она предложила белорусской стороне установить на наши нефтепродукты такие же пошлины, как и у них. При этом средства, получаемые от экспортных пошлин на нефтепродукты, разделить в таком соотношении: 85% - в российский бюджет, 15% - в белорусский.
Беларусь не может пойти на такие условия, отметил собеседник. Во-первых, потому, что при повышении пошлин наши нефтепродукты будут менее конкурентоспособны. Во-вторых, Беларусь теряет добавленную стоимость, полученную при переработке нефти. Дело в том, что доля нефти в готовом нефтепродукте - бензине или мазуте - составляет только 60%. Остальное - это добавленная стоимость, тот труд, который был затрачен на производство данного продукта. Почему мы же мы тогда должны делить доход в такой пропорции? Здесь также следует учесть и тот факт, что глубина переработки нефти на белорусских нефтеперерабатывающих заводах выше, чем на российских, и составляет более 70%. Беларусь провела на своих заводах техническое перевооружение. И сейчас, соответственно, получает больше нефтепродуктов, чем российские заводы, которые этого еще не успели сделать и работают на старых технологиях. "Мы вложили деньги в модернизацию, это не даром нам досталось. Поэтому часть пошлин, хотя бы в виде затрат, мы должны получать в свой бюджет", - считает ученый.
По мнению Виктора Пинигина, стороны могут договориться о том, что торговля между Беларусью и Россией должна осуществляться без таможенных ограничений - тогда не будет таких вопросов, которые сейчас возникли в отношениях между странами.-э-
БелТА (оригинал новости)