Как эмиссар Гитлера собирал шедевры для «Музея фюрера»
Ханс Поссе был искусствоведом и директором Дрезденской картинной галереи. А кроме того — специальным уполномоченным «фюрера» по нацистскому «трофейному искусству».
От него остались блокноты, в которые он карандашом записывал какие-то мысли, впечатления, замечания, — что-то вроде дневников. Там же — аккуратные записи синими чернилами, инициалы важных людей, с которыми он имел дело, набросок старой картины, о которой давал экспертное заключение… С июля 1939 года директор Дрезденской картинной галереи Ханс Поссе разъезжал по Европе с секретной миссией. По личному поручению Гитлера он собирал произведения искусства для «Музея фюрера», который планировалось открыть в Линце.
Эмиссар с неслыханными полномочиями
5 июля специальный уполномоченный «фюрера» отправился в спальном вагоне в Мюнхен, где отбирал картины в запаснике конфискованных нацистами произведений искусства, оттуда — в Линц, где встретился с руководством обкома НСДАП. Из рейхсканцелярии туда заранее отправили телеграмму, в которой партийному начальству предписывалось оказывать Поссе всяческое содействие.
«Гитлер наделил своего уполномоченного неслыханными полномочиями, — рассказывает Сюзанна Броги, изучавшая в нюрнбергском архиве записи Поссе. — Тот был «своим» в музейных кругах и был лично знаком со многими представителями элиты «третьего рейха».
10 июля 1939 года специальный уполномоченный отправился дальше, в Вену. Здесь он побывал в центральном запаснике, в котором хранились конфискованные национал-социалистами у евреев произведения искусства, чтобы отобрать подходящие для «Музея фюрера». В 1938 году, сразу после «аншлюсса» — присоединения Австрии к «третьему рейху», гестапо конфисковало более 8 тысяч картин у их владельцев-евреев.
Аванс Мартина Бормана
Поссе аккуратно записывал всё в свой блокнот. Записи были важны для бухгалтерского отчета. Он отмечал все командировочные расходы, которые оплачивала рейхсканцелярия: железнодорожные билеты, угощение в ресторане, чаевые… Селился только в лучших отелях: в Париже — в «Ритце», в Кракове — в «Гранд-отеле»…
Секретарь «фюрера» Мартин Борман выдал Поссе перед поездкой аванс на командировку: 10 тысяч рейхсмарок — огромную по тем временам сумму. Правда, дорогие кожаные перчатки, конфеты, сигары Поссе по-немецки корректно вносил в другую графу и оплачивал сам.
В течение трех лет Ханс Поссе добросовестно выполнял поручение Гитлера. От него остались пять личных дневников и тетрадь, в которую он заносил все, что касалось отобранных им картин и скульптур. Они были случайно обнаружены в 1980-х годах, стали предметом тщательного изучения и сейчас оцифрованы и выложены в интернете. Документы позволяют восстановить картину ограбления национал-социалистами музеев и частных коллекционеров, проследить историю нацистского «трофейного искусства».
Шедевры для супермузея в Линце
Для Гитлера, мечтавшего войти в историю (среди прочего) как величайший меценат и покровитель искусств, Ханс Поссе был идеальным человеком. Поссе рано похоронил свои амбиции стать художником и учиться в Академии художеств в Вене: картины его были слишком слабыми. Параллели с самим Гитлером очевидны. В 1910 году Ханс Поссе был назначен директором картинной галереи в Дрездене.
В 1937 году, когда из фондов немецких музеев национал-социалисты изымали работы модернистов, которые они относили к «дегенеративному искусству», были конфискованы около полусотни картин и из Дрезденской картинной галереи. Поссе отправили на пенсию, но «фюрер» лично приказал восстановить его в должности.
Эмиссар Гитлера не только отбирал конфискованные у еврейских коллекционеров шедевры, но и приобретал картины, которые «фюрер» хотел видеть в супермузее в своем родном городе. В Венеции, Флоренции, Париже, Амстердаме он щедро платил за Тициана, Рафаэля, Каналетто, Рубенса, Рембрандта, Вай Дейка… Денег на это Гитлер не жалел. А Ханс Поссе выполнял его поручение на редкость ревностно. Но в начале 1942 года у него обнаружили рак, и он вскоре умер. Ему было 63 года.