Лукашенко показал карту Беларуси столетней давности. Объясняем, почему наша страна на ней такая маленькая
На выступлении в Солигорске Александр Лукашенко показал карту 1921 года. На ней можно увидеть сильно урезанную территорию Беларуси. Объясняем, почему так получилось и кто в этом виноват.
— Не позволяйте возвращаться к тому, от чего мы с вами ушли, — заявил Александр Лукашенко. — 1921 год. Рижский договор. Видите: вот эта розовая полосочка? Это наши нацмены с 1921 года воевали за «незалежную Беларусь». Вот что нам осталось в 1921 году. Все остальное разменяли и отдали Западу, Польше. Что-то там на востоке было, у России. Вот, смотрите, в 1939 году под Минском шла граница. Если бы не Сталин, не присоединил Западную Беларусь, мы жили бы с вами вот здесь (показывает на карту). Я не хочу, чтобы было это сейчас. Поэтому вы подумайте, в какой стране мы будем жить. Сегодня время выбрало нас.
Что это за карта?
Александр Лукашенко показал настоящую карту 1921 года. Действительно, на протяжении трех лет территория нашей республики составляла 52,4 тысячи квадратных километров, население — 1,5 млн человек.
Почему так получилось?
Начнем с того, что белорусское национальное движение возникло куда раньше 1921 года (Александр Григорьевич почему-то называет его представителей нацменами — то есть, национальными меньшинствами, хотя это определение скорее относят к национальности, а не к политической группе).
Идея автономии Беларуси впервые была озвучена на страницах газеты «Гоман» в 1884 году — то есть на 37 лет раньше. Идея независимости страны была впервые реализована в 1918 году, когда возникла Белорусская народная республика.
По ряду причин БНР просуществовала недолго.
Большевики перехватили инициативу и уже 1 января 1919 года была провозглашена Социалистическая Советская Республика Белоруссия (ССРБ; название БССР утвердилось спустя восемь лет, но для удобства читателей мы используем в тексте именно последнюю аббревиатуру). Ниже вы можете посмотреть ее границы.
Но уже 16 января 1919 года большевики передали Могилевскую, Смоленскую и Витебскую губернии в состав РСФСР. Владимир Ленин цинично объяснил позицию Центра: «Республика — буферная и нужна постольку, поскольку граничит с другими странами. Смоленская, Витебская и Могилевская губернии не граничат с другими странами, поэтому их можно исключить» (цитата по протоколу заседания Центрального Бюро Коммунистической партии (большевиков) Беларуси от 31 января 1919 года). То есть в целом независимость Беларуси не воспринималась большевиками серьезно. Протесты белорусских коммунистов не дали никаких результатов.
В феврале 1919 года Беларусь объединили с Литвой в единое государство — ЛитБел. Вскоре прекратило существование и это объединение.
Лишь в 1921-м большевики решили восстановить БССР. Но восточную часть Беларуси, которую они забрали в 1919-м, решили не возвращать.
Что касается западной части страны, тогда шла война с Польшей. Успех сопутствовал то одной, то другой стороне (поляки доходили до Березины и Западной Двины, большевики — до Варшавы). В конце концов стало понятно, что ни одна страна не может добиться решительного перелома в войне. В октябре 1920-го было заключено перемирие, а 18 марта 1921-го — Рижский мир. По его условиям к Польше отошла почти половина этнической территории Беларуси.
Причем белорусская делегация в переговорах не участвовала (хотя и белорусы и были в Риге), при подписания этого документа не присутствовала.
Раздел страны вызвал шок у белорусов.
Нас падзялілі — хто? Чужаніцы,
Цёмных дарог махляры.
К чорту іх межы! К д’яблу граніцы!
Нашы тут гоні, бары!
Якуб Колас, «Беларускаму народу»
Но представители белорусского национального движения выступали за единую Беларусь. В 1919-м на этих же позициях стояли и белорусские большевики, хотя среди них большинство представляли другие национальности. Решения о «разменах», о которых говорил президент, чаще всего принимались в Москве, а также, частично, в Варшаве.
Вернуть восточные земли Беларуси удалось в 1924-м и 1926-м годах после неоднократных просьб в адрес союзного руководства. А вот Западную Беларусь действительно удалось вернуть лишь тогда, когда Сталин заключил союз с Гитлером.
1939-й стал временем воссоединения Беларуси. Причем — и это один из главных парадоксов отечественной истории — оно совершилось благодаря действиям тоталитарной страны.
Но в итоге, когда СССР прекратил существование, Беларусь была единой. Такой же она шагнула в независимость в 1991 году.