Какой была Конституция 1994 года, которую предлагает вернуть Бабарико? Объясняем
В своем обращении, записанном незадолго до задержания, претендент на пост президента Виктор Бабарико предложил провести референдум, чтобы вернуться к Конституции 1994 года. Объясняем, что это за документ и чем отличается от того варианта Конституции, который действует теперь.
Когда была принята Конституция 1994 года? Когда ее изменили?
Первая Конституция независимой Беларуси была принята 15 марта 1994 года. Это произошло еще до прихода к власти Александра Лукашенко. Тогда спикером парламента являлся генерал милиции Мечислав Гриб (он и подписал Конституцию), премьером — Вячеслав Кебич. Собственно говоря, пост президента, да и сам документ создавались именно под него. Но на президентских выборах премьер проиграл Лукашенко.
Первые изменения в Основной закон были внесены уже в следующем, 1995-м году. По итогам первого референдума русский язык также получил статус государственного (до этого по Конституции им обладал только белорусский). У страны появились новые герб и флаг.
Также Александр Лукашенко смог досрочно распускать парламент при «систематическом или грубом нарушения Конституции». До этого по Конституции 1994 года это могло произойти только по решению самого парламента. Для этого требовалось не менее двух третей голосов депутатов. На практике представить такую ситуацию было очень сложно.
В 1996-м президент инициировал проведение второго референдума, на который была вынесена новая редакция Конституции. О самых значительных изменениях, принятых тогда, мы поговорим в этом тексте.
Наконец, в 2004-м прошел третий референдум. После него Александр Лукашенко мог выставлять свою кандидатуру на выборы неограниченное количество раз. Тогда как по Конституции 1994 года «одно и то же лицо может быть президентом не более двух сроков».
То есть де-юре в стране до сих пор действует Конституция 1994 года. Но изменения в Основном законе были такими серьезными, что де-факто можно говорить совсем о другом документе.
Какие полномочия перешли от парламента к президенту?
По Конституции 1994 года президент назначал и увольнял премьер-министра и его заместителей, министров иностранных дел, финансов, обороны, внутренних дел, а также председателя КГБ с согласия парламента.
После референдума 1996 года парламент утверждает только кандидатуру премьера. Для его увольнения согласия не требуется.
Положение о том, что «Верховный Совет вправе заслушать отчет любого члена Кабинета Министров по вопросам исполнения законов» исчезло из новой редакции Конституции.
Первоначально именно парламент образовывал Центральную избирательную комиссию, избирал Конституционный, Верховный и Высший Хозяйственный Суд, а также Генерального прокурора, Председателя и членов Правления Национального банка.
- После 1996-го это перешло в компетенцию президента (исключение — Конституционный суд: туда назначалась лишь половина членов).
-
Как еще изменились полномочия президента?
-
В Конституции 1994 года ничего не говорилось о декретах. Они появились спустя два года. Их мог издавать президент «в силу особой необходимости». Если их не отменяли обе палаты парламента, куда они поступали на рассмотрение (требовалось не менее 2/3 голосов), то вступали в силу. При этом не допускалось издание декретов, предусматривающих ограничение конституционных прав и свобод граждан.
Например, в 2015-м был принят декрет № 3 «О предупреждении социального иждивенчества». Тогда власть решила, что все трудоспособные граждане, которые не работают по каким-либо причинам, должны либо найти себе работу, либо платить налог на тунеядство. В ответ начались «Марши рассерженных белорусов», которые прокатились по всей стране. В итоге декрет был отменен.
Также в 1996-м в Основном законе появились положения о том, что президент «олицетворяет единство народа», а его честь и достоинство охраняются законом.
Как изменился парламент и его полномочия?
По Конституции 1994 года парламент мог быть распущен только по собственному решению. Тогда это был однопалатный Верховный Совет (260 депутатов), избираемый на пять лет. Он был полупрофессиональным: депутаты могли исполнять свои обязанности, сохраняя свою прежнюю должность.
Как уже отмечалось выше, референдум 1995-го позволил Лукашенко досрочно распускать парламент при «систематическом или грубом нарушения Конституции».
В 1996-м произошли радикальные изменения. Вместо Верховного Совета появился полностью профессиональный двухпалатный парламент. Речь о Национальном собрание, которое работало четыре года.
Оно состояло из Палаты Представителей (110 депутатов, которые избирались всеобщим голосованием) и Совета Республики (64 депутата). 8 депутатов в верхнюю палату назначал президент, еще по восемь избирались от Совета депутатов Минска и каждой из областей.
В редакции Основного закона 1996 года шла речь сразу о нескольких ситуациях, когда возможен роспуск парламента. Это отказ в доверии правительству, при выражении вотума недоверия правительству, двукратном отказе в ситуации, когда президент предложил кандидатуру премьера. А также на основании заключения Конституционного суда в случае систематического или грубого нарушения палатами Конституции. Во всех случаях решения принимал президент.
Было ограничено и право законодательной инициативы: то есть возможности выдвигать законопроекты. До 1996-го им владели депутаты, постоянные комиссии парламента, а также президент, Верховный и Высший Хозяйственный суды, Генеральный прокурор, Контрольная палата и Нацбанк. Также свою идею могли предложить граждане (не менее 50 тысяч).
После 1996-го инициатива осталась у 50 тысяч граждан, президента, депутатов и правительства. Хотя депутаты ей практически не пользовались. Так, за период 2009—2012 годов они внесли в план разработки законопроектов всего четыре документа, причем в трех из них ограничились поправками в уже действующие законы.
Впрочем, существовало еще одно ограничение. По новой редакции Конституции «законопроекты, следствием принятия которых может быть сокращение государственных средств, создание или увеличение расходов, могут вноситься в Палату представителей лишь с согласия Президента либо по его поручению — Правительства».
Кто осуществлял контроль раньше и теперь?
По Конституции 1994 года действовала Контрольная палата, которая была подотчетна парламенту. Этот орган контролировал республиканский бюджет, использование государственной собственности, исполнение актов Верховного Совета и т.д.
Вместо палаты был создан Комитет государственного контроля, который образовывается президентом, а его председатель назначается им.
Именно КГК занимался делом Белгазпромбанка и комментировал задержание Виктора Бабарико.
Как изменился статус Конституционного суда?
Символично, что в Конституции 1994 года Конституционному суду было посвящено восемь статей, в новой редакции — лишь одна.
Первоначально суд, который создавал парламент, состоял из 11 человек. В 1996-м их число увеличилось до 12. Шесть из них назначалось президентом, шесть — Советом Республики (напомним, что часть из сенаторов также назначал президент).
Первоначально в суд могли обращаться президент, спикер и постоянные комиссии парламента, не менее 70 депутатов, а также Высший хозяйственный, Верховный суд, Генеральная прокуратура. В 1996-м в список добавили правительство, но исключили из него генпрокуратуру. Речь шла уже о нижней и верхней палате парламента в целом, что нивелировало роль спикера и комиссий.
В 1994-м отмечалось, что «прямое или косвенное воздействие на Конституционный суд или его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционного контроля, недопустимо и влечет ответственность по закону». Эта фраза в 1996-м исчезла.
Первоначально отмечалось, что «Конституционный Суд вправе по своему усмотрению рассмотреть вопрос о соответствии нормативных актов любого государственного органа, общественного объединения Конституции и законам, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь». Фразы «по своему усмотрению» также не оказалось в новой редакции.
В 1994-м нормативные акты, которые Конституционный суд определял как неконституционные, сразу же утрачивали силу. В 1996-м утрачивали «в порядке, определяемом законом».
В целом изменилась сама направленность работы Конституционного суда. Первоначально он, в том числе, давал заключение о соответствии указов президента Конституции, законам и международно-правовым актам, ратифицированным в Беларуси. С 1996-го, в том числе, речь шла о соответствии «указов президента, изданных во исполнение закона», Конституции, международно-правовым актам, законам и декретам, которые издавал… как раз глава государства.
Как формировали местную власть до и после 1996 года?
Еще в 1990-м в Беларуси прошли выборы не только в парламент, но и в местные советы. Именно из его депутатов и избирали мэров городов. Например, таким образом Молодечно возглавил популярный политик Геннадий Карпенко, который был избран и в Верховный Совет, и в Молодеченский.
При нем город стал благоприятным для бизнеса. Мэр всячески помогал культуре, а еще убрал из названий улиц все коммунистические названия. Политика Карпенко шла вразрез с курсом Вячеслава Кебича, но это не мешало ему находиться у власти.
В Минске таким же образом — голосование на сессии Минского городского совета — мэром был избран Александр Герасименко, который возглавлял столицу до 1995-го.
В 1996-м в новой редакции Конституции появилась фраза о том, что руководители местных исполнительных и распорядительных органов назначаются и увольняются президентом или в установленном им порядке. То есть было зафиксировано существование президентской вертикали, которые де-факто стало создаваться раньше.
Как можно было изменить Конституцию до и после 1996 года?
Чтобы вопрос об изменениях в Конституцию рассмотрел парламент, требовались подписи не менее 150 тысяч граждан или не менее 40 депутатов. Также с такой инициативой мог обратиться президент или Конституционный суд.
А вот после 1996 года с такой инициативой могли обратиться не менее 150 тысяч человек или президент. Сами парламентарии и Конституционный суд из этого списка исчезли.
Как изменилась ситуация с референдумами?
По Конституции 1994 года народные голосования назначались Верховным Советом. С инициативой проведения референдума мог выступить президент. Второй вариант — требовались подписи 450 тысяч граждан. После того как вопрос о референдуме вносился в парламент, депутаты должны были назначить его не позднее, чем через 30 дней.
В варианте 1996 года референдум назначает президент. Это могла быть его инициатива, предложение двух палат парламента или требовалось 450 тысяч подписей граждан. Срок, когда было необходимо назначить дату референдума, увеличился с месяца до трех.
То есть именно Александр Лукашенко должен назначить референдум, инициированный Виктором Бабарико (если, конечно, тот наберет необходимое число подписей).
Как изменения проходили на практике? По Конституции 1994 года «одно и то же лицо может быть Президентом не более двух сроков». Если бы Александр Лукашенко захотел изменить это положение, то ему требовалось бы согласие парламента. Но по новой редакции Основного закона он вынес вопрос на голосование сам.
Отставка президента досрочно: как изменилась процедура?
Для досрочной отставки существует процедура импичмента. Чтобы обсуждать этот вопрос, по Конституции 1994-го требовались голоса не менее 70 депутатов парламента. Причиной могло стать нарушение Конституции (заключение об этом давал Конституционный суд), совершение президентом преступления (заключение давала специальная комиссия Верховного Совета) и состояние здоровья, которое не позволяло исполнять обязанности. Для отстранения президента требовалось не менее 2/3 голосов депутатов.
В 1996-м депутаты Верховного Совета запустили процедуру импичмента и едва не довели ее до конца. Возможно, именно поэтому была введена более сложная схема. Прежде всего, в новой редакции исчезла одна из причин для отставки, а именно — нарушение Конституции. Осталось два варианта.
Первый — «стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять обязанности президента» (эпитет «стойкая» ранее отсутствовал). В таком случае две палаты парламента создавали специальную комиссию. На основании их отчета проходило голосование. Для отставки требовалось не менее двух третей голосов от полного состава Палаты представителей и не менее двух третей голосов от полного состава Совета Республики.
Второй — «совершение государственной измены или иного тяжкого преступления». Тогда большинство нижней палаты парламента голосовало за расследование, которое проводила верхняя палата. Для отставки требовалось не менее 2/3 голосов в каждой из палат.
И, наконец, важный нюанс: решение о смещении президента требовалось принять за месяц. Если депутаты не вкладывались, обвинение автоматически отклонялось. В итоге процедура выглядит очень сложной для реализации.
А что с государственным языком?
Это один из спорных моментов. В Конституции 1994 года четко указывалось, что государственным языком является белорусский. Русский язык объявлялся языком межнационального общения. «Закон о мовах», принятый в 1990-м, не регламентировал употребление языка в неофициальных отношениях или в разговорах на работе между сотрудниками. В сферах транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания могла использоваться «беларуская або іншая прымальная для бакоў мова». Техническая и проектная документация могла готовиться как по-белорусски, так и по-русски.
То есть в законе речь шла скорее о государственной сфере. Чиновники должны были знать белорусский и русский, уметь пользоваться ими в объеме, нужном для выполнения служебных обязательств. Делопроизводство должно было вестись по-белорусски. Сфера образования также постепенно переводилась на белорусский язык (в местах компактного проживания граждан другой национальности школьники могли учиться на русском или другом языке).
Но в 1995-м прошел референдум, по которому русский также получил статус государственного. К сожалению, это привело к вытеснению белорусского из употребления.
Возникает казус: изначально в Конституции шла речь об одном государственном языке, но к референдуму 1996-го, который хочет дезавуировать Бабарико, пришла уже с двумя. Это оставляет коридор для различных толкований.
Белорусы не против родного языка, но, увы, видят его в лучшем случае в качестве второго родного. Последние избирательные кампании (и президентские выборы 2020 года не исключение) показывают, что подавляющее большинство кандидатов даже не выносят проблемы белорусского языка и его статус в своих программах. Поэтому получится ли белорусскому языку вернуться в большую политику и вернуть свой прежний статус (до 1995 года), пока неизвестно.
Как отмечал Максим Знак, представитель штаба Виктора Бабарико, возможны два варианта: возврат к 1994 году или ситуация, когда белорусский становится государственным, а русский и английский — официальными языками.