В уникальном Северном переулке воссоздают снесенные ради метро дома. Как вышло, что это - новострои
Северный переулок — уникальное место прямо в центре Минска, на холме в районе площади Богушевича. Комплекс деревянной застройки конца XIX — начала XX веков — историко-культурная ценность. Прямо сейчас там воссоздают три деревянных дома, которые снесли несколько лет назад ради строительства новой ветки метро и должны были сохранить. Но есть проблема: это новострои. TUT.BY посмотрел, что там происходит, и узнал, что об этом думает Минкульт.
О новых домах в Северном переулке вчера возмущенно написал один из телеграм-каналов: «Вместо трех исторических зданий мы получили новострои».
Деревянная застройка переулка в центре Минска — историко-культурная ценность 3-й категории. Комплекс строился еще в конце XIX — начале XX веков, дома принадлежали тогдашней технической интеллигенции — работникам железной дороги. Во многих атмосферных домиках с резными наличниками до сих пор живут люди.
Так выглядит сохранившаяся часть застройки.
В 2015—2017 годах три дома в Северном переулке снесли ради строительства станции метро «Площадь Франтишка Богушевича». Бревна обещали сохранить, а потом воссоздать дома на новом месте.
Весной 2020-го хаты стали собирать — видно, что в основном используются новые материалы. Исторические фрагменты можно различить в простенках, лежат старые элементы и возле строящихся домов.
На паспорте объекта указаны сроки работ: ноябрь 2019-го — июль 2020 года. Заказчик — Дирекция по строительству Минского метрополитена. Генподрядчик — «Минскметрострой». Авторский надзор за работами ведет Андрей Карпук, представитель «Белреставрации».
Андрей Карпук объяснил TUT.BY, что восстанавливают дома в той части Северного переулка, где освободилось место от недостроенной овощебазы. Недалеко от перекрестка с улицей Карла Либкнехта и правда есть «заброшка» с 30-летним «стажем», но ее часть со стороны Северного переулка до сих пор на месте.
Научный руководитель рассказывает, что разобранные дома хранились в Музее народной архитектуры и быта.
— Перед разборкой домов специализированная организация проводила обследование, по нему было 45% сохранности. В прошлом году материалы привезли — они были в ужасном состоянии, уже не бревна, а мусор. Гниль, грибок, много забитых гвоздей. Мы подписали дефектный акт, но я порекомендовал все, что возможно, сохранить. Поэтому в простенках стараются применять оригинальный материал, — рассказывает Андрей Карпук.
Собеседник добавляет, что сам застал до разборки только последний из трех домов — начинали вести проект другие люди.
— Последний дом до сноса я видел, да, но он ничего особенного из себя не представлял. Честно говоря, кроме самого сруба, там не было ни наличников — ничего.
TUT.BY не раз бывал в переулке Северный. Показываем, как выглядели два из трех снесенных домов на несколько лет раньше - в 2012-м.
Министерство культуры: «Это бесхозяйственность»
В Минкульте знают о ситуации. О том, что от разобранных домов почти ничего не сохранилось, начальник управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Наталья Хвир говорит так:
— Это самая настоящая бесхозяйственность.
Вопросы по этому поводу есть к УП «Минскметрострой», которое подписывало в 2018 году охранные обязательства по демонтированным домам, и к городским властям.
В 2015-м министерство согласовало проект по переносу жилых домов № 5, 10 и 12 и воссоздание их на новом месте. Однако в заключении были прописаны особые условия.
— При демонтаже здания нужно было осмотреть, провести графическую и фотофиксацию, выбраковку элементов и деталей, утративших надлежащее техническое состояние, и тех, которые не отвечают историческим особенностям историко-культурной ценности. Также нужно было составить опись деталей, элементов и конструкций, которые подлежат сохранению и повторному использованию при восстановлении переносимых зданий. Кроме того, и это самое важное, нужно было обязательно создать условия по сохранению деталей и конструкций после демонтажа здания, — говорит Наталья Хвир.
По информации собеседницы, разобранные дома хранились просто под открытым небом в Северном переулке. Там находится филиал Музея народной архитектуры и быта, основная часть которого базируется в деревне Озерцо под Минском.
— Сохранность не была обеспечена, хотя это четко прописали в заключениях Министерства культуры. Сейчас будем разбираться, кто виноват, будем оценивать ущерб.
Министерство культуры в предыдущие годы обращалось в администрацию Московского района Минска, на территории которого находится Северный переулок.
— Мы писали, чтобы они обеспечили сохранность этих объектов: исходя из положений об органах местного управления и самоуправления, они осуществляют контроль за использованием историко-культурных ценностей. Мы просили подписать охранные обязательства, разработать проект зон охраны на все эти объекты — но нам администрация района просто отвечала, что заключения Министерства культуры остаются «на контроле».
Собеседница добавляет, что застройка Северного переулка имеет ценность именно как комплекс зданий, говорить о том, что какие-то из них не очень значимы — неправильно.
— Это деревянная застройка — какие-то дома сохранились лучше, какие-то хуже. Они разные, да.
Читайте также