«Некто Гитлер», «Сотников» и комиксы. Что нужно обязательно прочитать о Второй мировой войне
75 лет Победы — повод вспомнить о важных книгах, посвященных главному военному конфликту ХХ века. Вашему вниманию — наша субъективная подборка.
«Некто Гитлер». Себастьян Хафнер
Среди множества исследований, посвященных лидеру Третьего рейха, работа немецкого журналиста выделяется своей в хорошем смысле обывательской позицией.
Хафнер, непосредственный современник возвышения Гитлера, написал свою первую книгу, «История одного немца», в 1939 году. В ней он практически законспектировал поэтапное сползание Германии в тоталитарную ловушку. Спустя сорок лет журналист осмыслил в своей новой книге сам феномен Гитлера, его успех, популярность и харизму. Автора, в общем, занимал один глобальный вопрос: почему именно этот человек смог «очаровать» своими преступными идеями огромное количество людей.
«Некто Гитлер» — это крайне удачный пример нон-фикшн-книги, написанной содержательно, талантливо, пристрастно, но без всякого намека на «чтение не для всех».
Работа Хафнера будет актуальна для читателей, кто интересуется историей немецкого нацизма в лице ее главного участника.
«Благоволительницы». Джонатан Литтелл
Литературные критики называют монументальный роман французского писателя не иначе как главной современной книгой о Второй мировой войне. Получив букет премий (в том числе Гонкуровскую в 2006 году), «Благоволительницы» вот уже десяток лет провоцируют бесконечные читательские реакции — от восторга до отвращения.
Книга Литтелла — это 700-страничная история, рассказанная от лица офицера СС Максимилиана Ауэ, принимающего участие в карательных операциях против евреев.
Читатель не только наблюдает ужасающую и натуралистичную хронику холокоста на Восточном фронте. Он практически поселяется в голове у человека, который «просто делает свою работу». «Благоволительницы» выводят из равновесия максимальным погружением в будничность зла, заполняющего собой все пространство огромного текста. В определенный момент становится трудно сказать, что пугает в книге больше — изобилие насилия или то, что происходит в уме и сердце главного героя.
Кажется, что писателем движет не просто желание перечислить факты преступлений, а понять, как преображается человек и как меняется его мораль в соприкосновении с «запредельным». «Благоволительницы» — сложный и спорный текст о самой темной странице мировой войны. Но в то же время это необходимая книга для размышления о любом человеке, преступающем черту.
«Сотников». Василь Быков
Проза Быкова является «военной» только отчасти. Как всякого большого писателя, этого автора занимают универсальные вопросы человеческого выбора, чести и совести, судьба «маленького человека» перед лицом катастрофы и неоднозначность истории. Пожалуй, повесть «Сотников» — один из лучших примеров того, как Быков говорит об этих вопросах на фоне войны.
Сюжет вращается вокруг двух партизан, Сотникова и Рыбака, попавших при выполнении задания в плен. Каждый из них выбирает свою стратегию и линию поведения. Уже к финалу противостояние героев приобретает черты трагедии, где трудно отыскать правого и виновного.
Василь Быков мастерски напоминает, что за пафосными лозунгами и идейными конструкциями прячется обычный человек со своим страхом и болью. Через образы главных героев Быков прямо говорит, что нельзя провести линию между плохими и хорошими героями. Эта граница иллюзорна, а разделение военной истории на «черное и белое» невозможно. Безусловно, «Сотников» — блестящая и лаконичная проза о том, что героизм и сила человеческого духа проявляются далеко не в самых очевидных поступках военного времени.
«Маус». Арт Шпигельман
Комиксы долгое время (и совсем несправедливо) считались делом исключительно развлекательным и легковесным. Но в 1992-м произошло невероятное: графический роман «Маус», созданный в формате комикса, впервые получил Пулитцеровскую премию. Его автору Арту Шпигельману удалось основательно высказаться на глубоко личную тему холокоста, связанную с его собственной семьей.
Согласно сюжету, Владек Шпигельман, отец Арта, будучи пожилым человеком, пересказывает сыну свою историю пребывания в Освенциме и Дахау. Кроме лагерей смерти герой ярко вспоминает жизнь «до»: юношеские надежды, знакомство и отношения с матерью Арта, медленно надвигающийся антисемитизм. Сам Арт пытается разобраться, каким образом трагические последствия далекого прошлого оказали влияние на него самого.
«Маус» — во многом автобиографическая вещь. Тем не менее, используя язык графики (например, все люди в книге изображены с головами животных: евреи — мыши, немцы — коты, американцы — собаки, поляки — свиньи и т.д.), Шпигельман создает один большой метафорический образ. Это дает возможность прочитать или просмотреть роман, как яркий художественный манифест, местами дискуссионный, но определенно необходимый.
«Бойня номер пять». Курт Воннегут
Самый «антивоенный» роман Воннегута давно стал культовым. Книга завоевала любовь разных поколений и уверенно держится во всех книжных списках с пометкой «обязательно к прочтению». Совсем недавно «Бойня номер пять» была переведена на белорусский язык и издана в серии «Амерыканка».
Главный герой, Билли Пилигрим, робкий и стеснительный американский солдат, попадает на Западный фронт. Дальше в романе рассказывается о военных злоключениях Пилигрима и знаменитой бомбардировке Дрездена, которая не только изменила жизнь героя, но и пошатнула его мировосприятие. Пытаясь убежать от травматических впечатлений внутрь себя, Пилигрим выдумывает собственный новый мир.
«Бойня номер пять» — это отрывочные эпизоды из жизни и фантазий главного героя. Благодаря своеобразной конструкции романа можно увидеть фатальное воздействие войны на конкретного человека. Воннегут сознательно уходит в сторону от классической военной прозы и создает удивительной силы книгу о бессмысленности любой конфронтации, где ценой является человеческая жизнь.
«У войны не женское лицо». Светлана Алексиевич
Первый и пока единственный в Беларуси нобелевский лауреат по литературе проделал серьезную и нужную работу по фиксации болезненных осколков советской истории. «У войны не женское лицо» — первая книга пятитомника о «красном человеке», как называет его сама писательница.
Документальный роман Алексиевич — это сотни реальных женских голосов, которые делятся своими воспоминаниями о войне. Здесь есть место партизанкам и жертвам оккупационного режима, санитаркам и солдатским женам, зенитчицам, коллаборационисткам и просто всем женщинам, которые пережили военный конфликт СССР и Германии. Писательница создает масштабную мозаику из человеческих историй, что позволяет посмотреть на Великую Отечественную войну под непривычным углом.
Алексиевич не просто собрала под одной обложкой хаотичные выдержки из интервью. Книга писательницы составлена и проработана определенным образом. Там есть своя выверенная логика и структура, позволяющая увидеть авторский замысел и почерк. «У войны не женское лицо» не сухая документальная хроника, а живое и эмоциональное высказывание.
«Прокляты и убиты». Виктор Астафьев
Неудивительно, что эта книга смогла увидеть свет только в начале 1990-х. Представить ее появление в советское время достаточно трудно. Ведь у Астафьева, прошедшего весь фронт в качестве рядового солдата, война лишена какой бы то ни было напускной героики. Кроме того, сам факт военного противостояния рассматривается автором как преступление против гуманизма и здравого смысла. А авторские размышления о патриотизме и нравственных ориентирах остро противоречат советской системе гражданского воспитания.
«Прокляты и убиты» описывают все невзгоды солдатской судьбы без прикрас. Будучи винтиками в руках вышестоящих командиров, бойцы вынуждены каждый день, забывая о своих убеждениях, вступать в схватку со смертью и переходить черту человечности.
Книга не лишена философской подоплеки. Согласно христианскому мироощущению Астафьева, война — это Божья кара для человечества, забывшего простые и ясные истины.
Роман стал для Астафьева главным трудом последних лет жизни. Это драматичная и пронзительная проза о времени, когда стирается всякое представление о норме. Возможно для некоторых читателей эти суждения покажутся спорными, но в любом случае вызовут отклик и побудят к дискуссии. «Прокляты и убиты» стоит читать хотя бы потому, что это одна их самых честных книг о войне в русской литературе.
«Чтец». Бернхард Шлинк
15-летний немецкий школьник случайно знакомится с Ханной Шмиц, 36-летней сотрудницей городского транспорта. Совместное времяпрепровождение приводит к роману между ними. Взрослую женщину и подростка связывают не только любовные взаимоотношения, но и странное увлечение Ханны: она просит Михаэля читать ей вслух книги. Спустя некоторое время Ханна исчезнет, а еще через 8 лет Михаэль, ставший к тому времени юристом, встретит ее на скамье подсудимых. Обвинение — преступления в Освенциме.
Бернхард Шлинк написал «Чтеца» в 1995 году и вызвал своей книгой большой резонанс. Тема военных преступлений и нестандартные отношения главных героев заставили многих вновь спросить у себя: всегда ли преступник виновен или порой он заложник обстоятельств? Могут ли просвещение и культура уберечь человека от совершения зла? После прочтения каждый находит свой ответ и приводит свою аргументацию.
Шлинк не занимается морализаторством и не пробует представить публике «разжеванные истины». Писатель просто рассказывает историю, полную любви и отчаяния, которая редко кого оставляет равнодушным.