«Строители исполняют мечту Сапегов». Посмотрите, как теперь выглядят «одни из величайших руин Европы»
В августе 2019 года над восточным корпусом Ружанского дворца — резиденции магнатского рода Сапегов — начались работы. Эффект предварительных работ стал виден только теперь. По словам Антося Артюха, младшего научного сотрудника Ружанского дворцового комплекса, на данный момент уже около половины корпуса находится под крышей.
Как говорит Артюх, над установкой крыши над восточным корпусом работают около 20−30 человек. На данный момент они кладут керамическую черепицу.
О сроках окончания работ исследователь и его коллеги говорить не берутся: все зависит от финансирования.
В перспективе в корпусе планируется завершить реставрацию фасадов и осуществить внутреннюю отделку, разместить в здании кафе на 60 мест и 24 гостиничных номера.
Реставрацию восточного корпуса Артюх называет исключительно важным делом.
— Цяпер будаўнікі фактычна выконваюць мару Сапегаў. Калі аднаўляць будынак, то ён у любым выпадку будзе не такі, як на чарцяжах, — объясняет ученый и ссылается на исследования, посвященные восстановлению дворца, которые выходили и в 1990-е, и 2000-е годы. — Бо чарцяжы — гэта толькі план. Падчас будаўніцтва комплекса ў 18 стагоддзі палац не дабудавалі. Тут паўплывалі і падзелы Рэчы Паспалітай, і абмежаванні ў фінансаванні. Дадам, што самі чарцяжы былі спрошчаны падчас будаўнічых спраў і былі рэалізаваныя не да канца. Але я імкнуся бачыць у гэтым свой плюс. Магчыма, Сапегі радуюцца, бо ім не хапіла часу і сродкаў. Бо палац аднаўляецца па іх праекту, становіцца такім, якім павінен быў быць.
Но актуальным является вопрос качества кирпичей, которые используют рабочие. Этот вопрос Артюх комментировать не берется: он не специалист в этом вопросе.
По словам историка и археолога Игоря Чернявского, бывшего начальника управления по охране историко-культурного наследия Министерства культуры Беларуси, к кирпичам есть вопросы. Причина — в «недастатковым аб’ёме сродкаў».
— Іх (cродкаў. — Заўв. TUT.BY) хапае на цэглу не самай лепшай якасці, што ў выпадку Ружан было б і не вельмі страшна. Але не хапае на тынкоўку фасадаў, што вядзе да размаражвання муроўкі. Пытанне ў парушэнні тэхналогіі выканання работ, якое трэба задаваць не столькі выканаўцу, колькі органам, якія плануюць фінансаванне. Хаця і да выканаўцаў могуць быць прэтэнзіі, калі паглядзець на падмурак.
По мнению историка Николая Волкова, сотрудника Института истории НАН Беларуси, «з рэстаўрацыйнай цэглай у нас увогуле катастрофа — яе няма па нармальных коштах. Тут сітуацыю трэба ацэньваць з улікам таго, што ў нас у Беларусі ў прынцыпе робіцца».
— Гэта Стары замак у Гародні пад дахам мог яшчэ дзясяткі гадоў спакойна стаяць. А я вось чакаю навінаў, калі ў Ружанах фасад палаца абрынецца, ці ў Быхаве пачнуць скляпенні сыпацца і фасад паедзе. Такім чынам, у нас ёсць выбар: глядзім, як усё развальваецца і чакаем пакуль вырасце пакаленне, якое пачне рабіць якасную рэстаўрацыю, ці хоць як рэстаўруем, каб аўтэнтыка далей не валілася. У выпадку Гародні можа было спакойна чакаць, а ў Ружанах — не.
Ружанский дворец построили в начале 17 века по заданию великого деятеля ВКЛ Льва Сапеги. При нем это была скорее крепость оборонительного типа, нежели дворец. Славу «белорусского Версаля» дворец заслужил только два столетия спустя, после восстановления под руководством известного тогда Яна Самуэля Беккера. Он спроектировал удивительно красивый дворцово-парковый комплекс, один из красивейших в Европе — и полностью изменил облик замка. Были разобраны две башни, но построены боковые корпуса, в которых разместились картинная галерея, крупнейшая в ВКЛ библиотека, манеж и театр.
Благодаря сохранившимся чертежам Беккера в 2008 году была принята программа восстановления дворца. Полностью отреставрирован центральный корпус, где сегодня размещается музей, разобраны завалы, остановлен процесс разрушения дворца.
В 2019 году дворец Сапегов в Ружанах посетил редактор отдела путешествий американского издания The Daily Beast Уильям О’Коннор. Он назвал развалины дворца «одними из величайших руин Европы, поэтическим напоминанием о событиях, которые раньше всколыхнули весь континент».