Названы лучшие белорусские спектакли 2019 года
Белорусские критики, журналисты и блогеры назвали лучшие спектакли 2019 года. Голосование проводилось интернет-проектом «Театральная Беларусь» и прошло уже в шестой раз.
27 экспертов сформировали индивидуальные рейтинги из пяти лучших, на их взгляд, спектаклей 2019-го — это могли быть или белорусские премьеры, или зарубежные постановки (не более двух), показанные в течение года на территории Беларуси.
За первое место спектакль получал пять баллов, за второе — четыре и т.д. Всего было названо 47 спектаклей, среди них пять зарубежных.
Первое место с большим отрывом занял спектакль «Шлюб з ветрам» Республиканского театра белорусской драматургии. Режиссер Евгений Корняг смог воплотить жизнь белорусов, ее традиционный уклад, доминирующее в этой жизни мужское начало и показать (причем не в лоб, а постепенно подводя к этому зрителя), насколько оно по-своему прекрасно и при этом жестоко и несправедливо. И при этом в очередной раз обратить внимание, что этот мужской мир и уклад держался и держится на женских плечах. По сути он смог представить со сцены ту модель поведения и тот уклад, в котором жили и живут белорусы. Рецензию TUT.BY вы можете прочитать тут.
На второе место эксперты поставили спектакль «Кандид, или Оптимизм» Могилевского театра кукол.
Спектакль начинается как остроумное и стильное хулиганство, но постепенно режиссер Игорь Казаков подводит публику к необходимости отказа от ненужных иллюзий и восприятия мира сквозь розовые очки. Символичен эпизод, когда Кандид после долгих странствий встречает свою возлюбленную Кунигунду, постаревшую, далекую от модельных стандартов, и не отказывается от нее. Начать работать и «возделывать сад», о чем говорится в финале спектакля, — это первый шаг к тому, чтобы повзрослеть и, будучи внутренне свободным, взяться за решение собственных проблем. Рецензию TUT.BY можно прочитать тут.
На третьем месте — «Песнь песней» Центра визуальных и исполнительских искусств
«АРТ Корпорейшн».
Как писала Ульяна Будик, это спектакль о дерзкой языческой любви. И это несмотря на то, что в основе — ветхозаветный текст Соломона «Песнь песней» (при желании его можно прочесть за 12 минут). Диваков с доброй долей иронии интерпретирует один из самых лирических библейских сюжетов про нежные чувства крестьянки и молодого пастуха, в которые врывается властный царь. Героиня заменит жемчужные бусы в руках на собственные внутренности, ее возлюбленный будет разгуливать в шубе, стрингах и кроссовках New Balance, а потом и вовсе застрелит свою сабмиссив (потому что все по обоюдному согласию). Рецензию TUT.BY можно почитать тут.
На четвертом месте — «Стражи Тадж-Махала» Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн».
В интерпретации режиссера Александра Янушкевича Тадж Махал — это не конкретный памятник, а недостижимый и невидимый символ красоты, который врывается в обычный, чуть сонный мир через вспышку ослепительно яркого солнечного цвета. Но появление Тадж-Махала приводит к цепочке событий, когда водное пространство превращается в скотобойню, а диск становится символом земного шара, залитого кровью (в ее роли выступает грязь), от которой герои тщетно пытаются отмыться. С рецензией TUT.BY Можно ознакомиться тут.
На пятом месте — «Левые диссиденты» HUNCHtheatre (Беларусь / Великобритания).
«Что есть иерархия, что есть власть и кто их конструирует? Что есть самопознание, идеология, индивидуальность и уникальность? Что есть свобода воли, свобода выбора, и можем ли мы действительно с ними столкнуться? Каждый стереотип существует для того, чтобы защитить нас от опасности, — утверждают создали спектакля в анонсе. — Позже в любой структуре власти эти механизмы начинают работать, чтобы контролировать друг друга, манипулировать друг другом, забирать друг у друга власть и делегировать друг другу ответственность».
Безусловными лидерами в номинации «Герой года» стали три режиссера — Дмитрий Богославский, Игорь Казаков и Александр Янушкевич, которые в прошлом году ушли из государственных театров. Эксперты назвали их «героическим трио, нашедшим в себе силу отказаться от правил, которые уводили далеко от творчества» и отметили их важный посыл коллегам: хватит идти на компромиссы с собой.
В номинации «Публикация года» чаще всего вспоминали тексты театрального критика Анастасии Панкратовой. В частности, ее проблемную статью о затянувшемся ремонте студенческого театра Белорусской государственной академии искусств и материал «Не дзякуючы, а насуперак», который был посвящен круглому столу в рамках Международного форума театрального искусства «ТЕАРТ».