«Приедет только голос, а не исполнитель». Как не попасть на откровенную халтуру на новогодних елках

Источник материала:  
26.12.2019 12:17 — Новости Культуры

«В этом году первая заявка на билеты поступила мне 27-го августа. А когда несколько лет назад разместила их в середине октября — это было критически поздно. Билеты не распродались и после новогоднего блока пришлось подсчитывать убытки». Театральный менеджер Ольга Николаевская рассказала TUT.BY о закулисье новогоднего бизнеса, а также посоветовала, как выбрать между несколькими десятками спектаклей, развлекательных шоу и цирковых программ, чтоб не попасть на откровенную халтуру.

Ольга Николаевская. Фото: личный архив

«Максимально продавала 5600 билетов для зала на 420 мест»

— Свои первые елки я организовывала для для профессионального частного театра, — вспоминает Ольга. — В тот год еще летом мы с директором обсуждали выбранный для декабря спектакль и самонадеянно делили шкуру неубитого медведя. Были уверены, что с качественным детским мюзиклом сможем легко поставить в афишу 40 спектаклей и отыграть их все на аншлаге. Но оказалось, что все даты на площадках в центре города на выходные дни расписаны. Чтобы продать зал на дневное время в будний день, необходимы коллективные заявки, но у школ и профсоюзов свои «добровольно-принудительные» мероприятия.

По словам Николаевской, новичку в эту систему сложно вписаться и результат может быть плачевным. Если в середине осени ты не видишь 50% продаж, то зимой у тебя мало шансов «добрать» необходимое, чтобы окупиться, даже при массированной рекламе. Кто-то пытается организовывать побольше январских показов, но практика показывает, что люди охотнее ведут детей на елки до Нового года. В январе спрос падает процентов на 50. К тому же нельзя затягивать с билетами: в свой первый год Ольга разместила в продажу новогодний спектакль только в середине октября, что было уже критически поздно. Билеты не распродались, и после новогоднего блока театру пришлось подсчитывать убытки.

— С каждым годом новогодняя афиша формируется все раньше. В этом году первая заявка на билеты поступила мне 27-го августа. А вот постоянная клиентка в эти же недели развела руками, мол, где вы, Оленька, со своим предложением были три дня назад?

Чтобы не остаться в «минусе», театральному менеджеру всю осень приходится висеть на телефоне, поддерживать связь с билетными операторами, профсоюзами, рекламщиками.

— Мой максимум: 5600 билетов на серию спектаклей для зала на 420 мест. У крупных концертных агентств, привозящих гастролеров с разнообразными шоу по мотивам популярных мультфильмов, ситуация, понятно, другая. Но в целом уверена: какой бы хорошей ни была постановка, она провалится, если менеджерская команда не сумет ее правильно продать. Театрам и концертным агентствам нужно научиться рассчитывать свои силы.

«У востребованных артистов уже в августе составлен график на декабрьско-январские выступления»


Изображение носит иллюстративный характер. Фото: Иван Яриванович, TUT.BY

По словам Ольги, самые опытные организаторы заключают договор аренды с наиболее востребованными площадками на следующую новогоднюю компанию чуть ли не наследующий день, после последней елки текущего года.

Но такое же раннее планирование характерно и для актеров.

— Как театральный менеджер могу сказать: тяжелее всего для елок всего найти Дедушку Мороза. Колоритных артистов пересчитать по пальцам, поэтому за ними охотятся все организаторы. У самых востребованных уже в августе составлен график на декабрьско-январские выступления. Некоторые честно договариваются со своим театром: «На стыке декабря и января меня нет». Поэтому не удивляйтесь, если ведущего артиста какого-нибудь заслуженного коллектива вдруг встретите на негосударственной площадке. Театр — это тоже бизнес.

Тогда почему актеры не дедморозят на своих подмостках?

— Все просто: «у себя» хороводы вокруг елки чаще всего входят в зарплату или оплачиваются небольшой премией. В частной структуре за эти же 30 минут игр с детишками можно получить хороший гонорар. Неудивительно, что в одном из столичных театров на елки пришлось… нанимать сторонних Снегурочек: свои в это время работали на других площадках.

Один состав или замена?


Изображение носит иллюстративный характер. Фото: mil.ru

— Люди привыкли перед покупкой нового смартфона дотошно изучать функции и расспрашивать продавца об особенностях желаемого товара, но билеты на спектакли берут, как прежде, не глядя, — удивляется Николаевская. — Будто новогодняя елка на афише сама по себе является гарантией качества.

Что Ольга посоветует потенциальным покупателям?

— Приобретая билеты, обязательно поинтересуйтесь, сколько составов актеров задействованы в новогодних представлениях. Если организаторы сделали ставку на один состав, а в день у них расписано по три-четыре показа, то вы можете себе представить, какими исполнители будут к вечеру? Посмотрите афишу и прочтите аннотацию спектакля: «топорный» дизайн и банальный малограмотный текст подскажут, что организатор не потрудился нанять профессионалов на эти позиции, а значит, и спектакль может оказаться выступлением аниматоров. Хороший и важный показатель — наличие в афише имен актеров и постановщиков, которых можно прогуглить. Отсутствие имен или ноунэймы в театральном мире — признак начинающего организатора, который хочет по-легкому заработать денег и не имеет связей и/или денег на приглашение профессионалов.

Возникает и другой вопрос. Как плотный новогодний график смогут выдержать актеры? Так, Молодежный театр дает по три спектакля в день, Театр эстрады — по три на основной сцене и столько же в одном из выставочных центров. Театр-студия киноактера специально под каникулы ничего не создавал, но зато проверенный временем «Щелкунчик» запущен опять же по три показа на день…

— Есть надежда, что при большом количестве штатных артистов в этих постановках будут играть дублирующие составы, а это, как правило, студенты театральных вузов. Значит, на последнем по времени спектакле зайцы все еще смогут в прыжке оторваться от сцены, у принцесс не будет отстраненного взгляда, а у Дедов Морозов все еще хватит голоса для очередного хоровода. А вот в многочисленных шоу, созданных специально под новогоднюю кампанию, бюджета на несколько составов может и не быть. Так что велика вероятность попасть на полную плюсовую фонограмму, а здесь уже речь совсем не об искусстве.

С голосом Билана, но без него самого


Изображение носит иллюстративный характер. Фото: mil.ru

Еще один важный момент. Организаторы часто идут по пути наименьшего сопротивления: записывают весь звуковой ряд спектакля на фонограмму. Ольга относится к моде на «полный плюс» резко негативно:

— Я понимаю, что не на всякую сцену можно посадить живой оркестр, да и не каждому организатору под силу оплатить работу музыкантов в дополнение к расходам на зарплату артистов, постановочной команды, цехов, обслуживающего персонала. Но почему все больше проектов настолько не доверяют своим артистам, что даже простенькие диалоги между персонажами идут под полную плюсовую фонограмму? Актерам остается только губами шевелить, чтоб попадать в голос — причем часто даже не в свой.

Мы уже привыкли ко всевозможным ледовым шоу, в которых звучат Дима Билан или иная эстрадная звезда. О том, что приедет только голос, а не сам исполнитель, во флаерах и на рекламных растяжках писать научились — главное, внимательно читать. С многочисленными елками сложнее: на афишах практически не найти пометок, что представление идет под полную фонограмму. Узнать об отсутствии живого звука можно только в одном случае: если задать онкретный вопрос организатору.

— Белорусский зритель, с одной стороны, уже яро отстаивает свои права. Даже в ситуациях, когда он заведомо неправ. Сколько раз бывало: опоздает минут на 20 семейная пара с ребенком. На билетах написано: «После третьего звонка вход запрещен». Но они сначала будут требовать их пустить, потом бесцеремонно через весь зал прошествуют к своим местам, а когда увидят, что кресла заняты, будут снова через весь зал мчаться к администратору, несмотря на то, что на сцене давно идет спектакль. А с другой стороны, после фонограммного спектакля зрители, скорее всего, промолчат. На следующий год все повторится. Дети же, несколько раз попав на такую ерунду, больше в театр идти не хотят. И тогда мы все — частные организации, государственные театры, заезжие коллективы — сидим и гадаем, а где же зритель.

←Цезарь и Касьян. Как возник високосный год и почему его не любят?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика