Художник с виагрой и подделка больничного. Что случилось в культуре в 2019 году?

Источник материала:  
26.12.2019 09:18 — Новости Культуры

На белорусский перевели «Гарри Поттера», а группа «Молчат дома» покорила Европу. В Оперном сменилось руководство, в Купаловский пришел Павел Латушко, а в Академии искусств уже десять лет не могут открыть учебный театр. В обзоре TUT.BY — эти и другие важнейшие события 2019 года в сфере культуры.

Театр. Смена команды в Оперном и приход Латушко


Сцена из спектакля «Шлюб з ветрам». Фото: Евгений Ерчак, TUT.BY

Последнее десятилетие в белорусском театре наблюдается стабильность, временами переходящая в застой. На сцене большинства театров мы видим постановки, или решенные в эстетике 1980-х, или откровенно развлекательный продукт. Увы, 2019-й не стал исключением и ярких экспериментальных спектаклей было немного.

Среди лучших минских постановок 2019 года назову «Стражи Тадж Махала» (проект ART Corporation) и «Шлюб з ветрам» (РТБД). Яркими событиями стали спектакли «Комната умирает» (ОК16) и «Левые диссиденты» (HUNCHtheatre). Лучшие спектакли для детей — «Тутта Карлссон, первая и единственная» и «Дюймовочка» (Белорусский театр кукол).

Среди спектаклей в других городах Беларуси (увы, получилось увидеть не все из них) однозначно выделяются «Кандид» Могилевского театра кукол и «Павятовы лекар» Гомельского молодежного театра.


Сцена из спектакля «Стражи Тадж Махала». Фото: Алексей Пивоварчик

В 2019-м сразу в трех театрах Беларуси появились новые директора. В Оперном Александр Петрович сменил Владимира Гридюшко, в Купаловском вакантное место занял Павел Латушко, в Музыкальном — Сергей Пукита. Впрочем, между этими назначениями куда больше различий, чем общих черт.

Место директора в Купаловском пустовало с сентября 2018-го, когда в отставку ушел Павел Поляков. Приход к власти Павла Латушко (март 2019-го) не повлиял на художественный курс Купаловского (он стабилен на протяжении последних десяти лет). Изменения — причем в лучшую сторону — произошли в маркетинге.


Павел Латушко и Николай Пинигин. Фото: facebook.com/kupalauski.by

При Латушко у театра появилось собственное издание — журнал «Купалаўскі», оформленный очень стильно, был проведен первый в Беларуси «Театральный пикник». Такое количество инфоповодов особенно важно в преддверии 100-летнего юбилея театра.

Сергей Пукита пришел в Музыкальный, в том числе чтобы провести реконструкцию театра.

Его предшественник Александр Петрович ушел на повышение в Оперный. Одна из его целей — улучшить непростое финансовое положение, в котором теперь оказался театр. Приход Петровича и скандальный уход Михаила Панджавидзе с поста главного режиссера (его обвинили в подделке больничного) завершили смену команды, которая возглавляла театр около десяти лет.


Александр Петрович (слева) и художественный руководитель Музыкального театра Адам Мурзич. Фото: musicaltheatre.by

К сожалению, в 2019-м деятельность театров в целом оценивалась не по творческим, а по финансовым показателям. В результате из коллективов уходили режиссеры, которые могут создать яркие современные постановки. Как раз в этом году Александр Янушкевич покинул пост главного режиссера Брестского кукольного, Игорь Казаков оставил аналогичный пост в Могилеве, а из минского Молодежного театра ушел Дмитрий Богославский. Все они оказались ненужными государственной системе.


Сцена из спектакля «Площадь героев». Фото: D. Matvejevasи

Наконец, традиционно одним из самых ярких событий года стал фестиваль ТЕАРТ. В 2019-м он прошел в очень сжатом формате: международная программа состояла всего из четырех спектаклей (ради объективности следует отметить: очень ярких). Но сама ситуация показала, насколько такие проекты зависят от спонсоров. «Белгазпромбанк» и «Газпром трансгаз Беларусь» сократили бюджет фестиваля — и оказалось, что кроме них форум никто не готов поддержать. Хочется надеяться, что руку помощи ТЕАРТу протянут другие частные спонсоры и государство.

Литература. Скандал с ПЭНом, успехи Бахаревича и перевод «Гарри Поттера»

На литературном фронте в целом без перемен. Грустно в этом признаваться, но, пожалуй, самым обсуждаемым событием 2019 года, связанным с белорусской литературой, стал скандал с белорусским ПЭН-центром. Исключение, восстановление и новое исключение Павла Северинца, избрание председателем ПЭНа Светланы Алексиевич, взаимные обвинения и разборки… Проще прочитать об этом в нашем репортаже, чем пересказывать еще раз. Конфликт в очередной раз показал, что в последние годы интерес к окололитературным событиям куда выше, чем к собственно литературным.

Увы, но другая ситуация вряд ли возможна.

Позволю себе краткую самоцитату (из текста об итогах за 2017 год), ведь положение дел совершенно не изменилось:

— Слабый интерес к белорусскоязычным книгам приводит к малым тиражам, а 20-процентный НДС увеличивает цены на книги. Отсюда небольшие продажи и невысокие гонорары авторам. Поскольку последние не могут заниматься одной литературой, а пишут в свободное время, от этого зачастую страдает уровень произведений. На выходе получаем еще меньший интерес к книгам на белорусском языке, игнорирование их со стороны издательств. Вот такой замкнутый круг.


Илья Син. Фото: Alena Procharava, facebook.com

А вот и конкретный пример. В этом году очередным победителем литературной премии имени Ежи Гедройца стал Илья Син, автор книги Libido. Но на ситуацию на рынке это никак не повлияло. Как признавался в соцсетях издатель Геннадий Винярский, «прэміі даюць продаж да 50 асобнікаў прозы і паэзіі каля 10». Добавьте эти цифры к основному тиражу книги (несколько сотен экземпляров) — и получите представление об интересе читателей к современным белорусским писателям.

Точнее, к большинству из них. Поскольку механизмы рынка не работают, читатели с большой осторожностью относятся к новым именам. В фаворе те, кто уже успел завоевать авторитет или найти свою аудиторию. Среди них писатель Альгерд Бахаревич. В этом году его роман «Собаки Европы» (в авторском переводе на русский) попал в шорт-лист российской литературной премии «Большая книга».


Фото со страницы Альгерда Бахаревича в Facebook

Вместе со своей женой, поэтессой и переводчицей Юлией Тимофевой, Бахаревич выступил на крупнейшей в мире Франкфуртской книжной ярмарке — единственный из Беларуси за последние пять лет. Также на май 2020 года запланирована премьера спектакля «Собаки Европы», которую Свободный театр покажет в культурном центре «Барбикан» в Лондоне.

В целом в этом году на первый план вышла переводная и детская литература. С лучшими произведениями последней вы можете познакомиться в нашем обзоре за год. Что касается переводов, то отдельно отметим работу издательства «Янушкевіч». Именно благодаря им по-белорусски зазвучали детектив-бестселлер Катажины Бонды, фантастика Ярослава Гжендовича и Анджея Сапковского. Добавим, что в этом году на родной язык наконец-то была переведена книга «Гарри Поттер и философский камень» Джоан Роулинг.


Фото: Анна Кислицына, TUT.BY

Да, публикация этих книг кардинально не изменит ситуацию в белорусской литературе. Но, как ни банально это звучит, капля камень точит. Примеры такого литературного подвижничества убеждают, что когда-нибудь ситуация с белорусской литературой может измениться к лучшему.

Музыка. Прорыв «Молчат дома» и зарождение рынка (но только для детей)

Ситуация в белорусской музыке за 2019-й в целом осталась прежней.

— С одной стороны, нет белорусского музыкального рынка как отстроенной системы, которая бы интегрировалась в мировой шоу-бизнес, — говорит музыкальный критик Сергей Будкин. — Белорусский музыкант находится под влиянием российского информационного поля. А государственная система с бесконечными согласованиями мешает отечественным музыкантам. С другой стороны, белорусская музыка развивается чрезвычайно интенсивно и в самых разных направлениях.


«Молчат дома». Фото: Iskra Showcase Weekend

В качестве примера эксперт говорит о группе

←Тусим или спим? Как и с кем вам лучше отмечать Новый год?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика