«Потом мы покупаем машину. Строим дачу. Копим деньги». Федута о том, надо ли всегда взрослеть

Источник материала:  
22.12.2019 09:30 — Новости Культуры
Александр Федута. Интеллигент с вредными привычками, печальным прошлым и светлым будущим

Каждое воскресенье Александр Федута выбирает одно событие, о котором пишет две страницы текста. Почему оно важно для него. И, возможно, не только для него. Читайте и сами решайте, повод это или нет. И — повод для чего.


Есть повод! Федута о живых игрушках власти, нелюбимом президенте и песнях Его Величества


Нормальному — то есть среднему — ребенку всегда хочется побыстрее повзрослеть. Это ведь страшно обидно, когда старшим можно долго сидеть и смотреть телевизор, читать книги с верхней полки, рвать конфеты, украшающие верхние ветви новогодней или рождественской елки. А тебе всего этого нельзя. И даже в гаджеты взрослые играют столько, сколько им захочется, а ты — только если вел себя хорошо.

А ведь что такое «вести себя хорошо»? Так, как хочется взрослым? Ну давайте, я тоже тогда буду взрослым, и планшет или айфон вы у меня не отнимете под тем предлогом, что мне пора спать. Это вам пора спать! Вы ведь жалуетесь, что не высыпаетесь, а я как раз никогда не жаловался на это! Ну когда я стану взрослым?


Кадр из фильма «Питер Пэн». Фото: www.piterp.ru

Так думал молодой повеса, которому еще не исполнилось и десяти лет и которому приходилось заниматься в школе на "хорошо" и "отлично", потому что мама обещала отвезти его на каникулах в другой город. В Ленинград, Киев или Ригу. Или даже на Черное море. Вас тоже заставляли учиться, подкупая таким вот образом, друзья мои? А я очень хотел повзрослеть побыстрее, чтобы самому ездить по той части мира, которая была доступна советскому ребенку догорбачевской эры. Как говорится, «им овладело беспокойство, охота к перемене мест»…

И книжка-пьеса, попавшая мне в руки, кажется, в 1976 году, была красивой и яркой, но — странной. Она была о мальчике, который не хотел взрослеть. Его звали Питером Пэном. И он умел летать, мечтать и был веселым.

Мне действительно было странно — мне, уже двенадцатилетнему: как это так? Как это — не желать становиться взрослым? Ведь взрослому можно все!

Джеймс Мэтью Барри, британский драматург, девятый ребенок в семье, где было десять детей, — уж он-то точно должен был бы знать, что дает взросление. Какое это счастье, когда старшие братья и сестры не дают тебе пинков и щелбанов, не ставят подножки, не учат тебя уму-разуму. Но его герой — главный герой его главной пьесы, вышедший на сцену 27 декабря 1904 года, хотел оставаться ребенком. Хотя, как мне кажется, именно этот ребенок был единственным взрослым в мире пиратов, где каждый друг другу — если не Джеймс Крюк, то, во всяком случае, крокодилица, мечтающая дожевать недожеванную жертву.


Постер фильма Питер Пэн (1987). Фото: wikipedia.org

Потому что взрослость — это ответственность за себя и за других.

— Дети, почему вы не лежите в кроватях?

— Мы не виноваты, это все Питер, Питер, Питер!..

— Малыш, ты опять слопал все плюшки?

— Понимаешь, мама, тут прилетал Карлсон…

— Кристофер Робин, мы искали тебя целое утро!!! Шалун, где ты был?

— Винни-Пух пригласил меня прогуляться на Пуховую опушку…

Нет, Питер Пэн — действительно единственный взрослый в этом детском мире. Он готов отвечать за то, чтобы дети были сыты, чтобы пираты были наказаны, наконец, готов рисковать своей жизнью. А если он будет плакать и жаловаться:

— Я не виноват! Меня обманули! Я не хотел этого, и отвечаете за все — вы, вы, вы… — то, простите, он не будет взрослым. Так, мальчик-слабак, которого даже в пиратов играть не возьмут!


Иллюстрация из книги Дж. Барри «Питер Пэн и Венди», опубликованной в 1911 г. в Нью-Йорке. Фото: wikipedia.org

Но ведь это так важно — чтобы тебя взяли играть в пиратов! Важно представить себе, что ты умеешь летать! (Кстати, взрослые умеют летать? Или только дети, и то — во сне?). Важно, взрослея, оставаться мальчишкой, готовым к тому, чтобы взять ответственность на себя. За все. Прежде всего — за собственный выбор, который ты сделал.

Питер Пэн, один из моих любимых героев, мальчик, который не хотел стать взрослым и сделал свой выбор в пользу детства, — он символ настоящей взрослости. Той, которая в детстве кажется нам сказкой. Но потом мы действительно взрослеем и забываем о том, чего же нам хотелось больше всего в детстве. Покупаем машину. Строим дачу. Копим деньги. Но теряем способность летать — пусть даже во сне.

Есть повод, друзья мои, в годовщину премьеры «Питера Пэна» доказать своим детям, что вы и сами — все еще мальчишки и девчонки, а не только их родители. Попробуйте полетать! Смастерите пару крыльев понадежнее, встаньте на табурет — и…

У вас получится, я уверен!

←Джоан Роулинг вернула себе титул самого высокооплачиваемого писателя

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика