Пивной бар, тюрьма и спиртзавод. Во что коммунисты превратили белорусские храмы
За время советской власти большинство храмов в Беларуси было закрыто и перепрофилировано под различные «хозяйственные и социокультурные нужды». В храмах хранили зерно и овощи, смотрели фильмы, занимались спортом, танцевали, учились, жили, лечились и работали. Рассказываем о драматических метаморфозах, случившихся с белорусскими храмами в годы советской власти.
К началу Первой мировой войны на территории Беларуси насчитывалось:
- более 3 тысяч церквей,
- около 2 тысяч синагог и молельных домов,
- около 500 костелов,
- 30 протестантских храмов
- и два десятка мечетей.
К 1960-м действующие храмы можно было пересчитать по пальцам. Руководство Советской Белоруссии, которому всегда был присущ «синдром отличника», даже обратилось в Москву с предложением считать БССР первой «безбожной» республикой Советского Союза.
Зерно, квашеная капуста, удобрения
Самым популярным и массовым способом эксплуатации костелов и церквей в советское время стало создание складов. После революции Совет по делам религиозных культов предлагал переделывать закрытые храмы под школы, музеи, библиотеки, архивы и книгохранилища. Однако это могло быть актуально только для городов. В деревнях, где и находилась большая часть закрытых церквей и костелов, такие учреждения были не очень-то востребованы. Деревянный храм еще можно было переделать в клуб или школу, а вот каменные культовые постройки годились только под различные склады и «подсобки».
Хранить в храмах могли все что угодно: зерно, квашеную капусту, топливо, удобрения, ядохимикаты, навоз. Так, в Слониме в изысканном барочном костеле св. Андрея солили огурцы и хранили соль. В древней Петропавловской церкви в Минске до войны стояли бочки с селедкой, а уникальную церковь-крепость в Сынковичах приспособили под овощехранилище. Минская мечеть до войны тоже служила в качестве продовольственной базы.
В городских храмах часто оборудовали склады с мебелью. Так поступили с костелами в Большой Берестовице, Верхнедвинске, Воложине, Кобрине, Новогрудке и других городах. Долгое время мебельный склад находился и в главной синагоге Слонима.
В больших городах (Брест, Полоцк, Могилев, Новогрудок, Кобрин, Бобруйск) закрытым храмам часто отводилась роль архивов и книгохранилищ. В Минске таким образом использовались одновременно четыре культовых сооружения. Под архивы были приспособлены лютеранская кирха и костел Обретения св. Креста в Гродно.
Нередко храмы использовались под гаражи. Так были переоборудованы костелы в Видзах, Гриневичах, Лепеле, Межиречах, Пеликанах и Шиловичах, синагоги в Борисове и Узде. Мотоциклы местного ДОСААФ довольно долго парковались в церкви Рождества Богородицы в Гродно. Гараж спортивного мотоклуба несколько лет находился и в бобруйской синагоге по ул. Чонгарская, 29.
В Антополе местные власти оборудовали в костеле пожарную часть. Аналогичным образом поступили с синагогами в Дятлово и Орше. Самое удивительное, что пожарные службы располагаются в этих храмах до сих пор.
Жестоким оскорблением для чувств верующих было превращение храмов в конюшни. Такому глумлению подверглись костелы в Росице и в деревне Дворец, православная церковь в Стрешине. Еще меньше повезло костелу св. апостола Якуба в Пеликанах. В нем местные власти додумались оборудовать свинарник. А в православной церкви деревни Маньковичи разводили кроликов.
Культпросвет — от клубов до музеев
В городах и поселках городского типа власти старались приспособить храмы под различные культпросветучреждения. При этом не принимались в расчет ни историческая, ни архитектурная ценность памятников. Не смущали чиновников и немалые расходы, которые требовались на переустройство культовых сооружений. После таких модернизаций бывшие храмы с трудом можно было отличить от обычных советских зданий.
Особенно активно местные органы власти взялись за переделку храмов под дома культуры и клубы. От этой «культурной революции» практически в равной степени пострадали и церкви, и костелы, и синагоги. Подобных примеров множество. Интересно, что практически все православные храмы, которые когда-то действовали как учреждения культуры, сегодня возвращены верующим и восстановлены. В католических храмах культпросвет почему-то обосновался прочнее, и лишь недавно их начали возвращать верующим.
А вот синагоги возвращать порой просто некому. Поэтому дома культуры, как и прежде, действуют в стенах синагог в Василишках, Желудке, Каменце, Лунно, Любче, Острыне и в других бывших местечках. В главной Борисовской синагоге продолжает работу дом детско-юношеского творчества.
Широко применялась практика перевода культовых учреждений на службу важнейшему из искусств, каковым, как известно, в Советском Союзе считалось кино. Несмотря на хорошую акустику, говорить о каком-то комфорте в таких кинотеатрах не приходилось. Отопление в них, как правило, отсутствовало, поэтому и действовали многие из них только в теплое время года и до того времени, пока в населенном пункте не построят новый современный кинотеатр.
Для нужд кинематографа использовались костелы в Борисове, Бресте (современный Дом культуры железнодорожников), Домачево, Новоельне, Мстиславле, Орше, Першаях, Шклове. Костел св. Симеона и Елены в Минске тоже многие годы был тесно связан с миром кино.
Реже под кинотеатры переделывали синагоги и церкви.
Во время капитальной реконструкции под кинотеатр «Беларусь» будет переделана и главная синагога Бреста (фактически от нее остались только фундаменты и некоторые несущие стены). В Смолевичах синагога стала сначала кинотеатром «Родина», а потом молодежным центром с названием на три буквы длиннее: «Смородина».
С 1956-го кинотеатр «Луч» действовал в стенах бобруйской Свято-Духовской церкви. Еще один кинотеатр в православном храме оборудовали в Воскресенской церкви Петрикова. В 1957-м по решению местных властей храм взорвали.
Пожалуй, самый приемлемый вариант использования храма не по его прямому назначению — это открыть в здании с сакральной историей музей. Хоть местные власти часто декларировали именно такие намерения, на практике это не получило широкого применения. Можно отметить разве что Полоцк. В этом городе в разные периоды музеи работали в трех храмах. Небольшой музей народных ремесел в 1970−1980-е работал в бывшем кальвинистском соборе в Заславле. В Гродно церковь Рождества Богородицы долгое время занимал единственный тогда в Беларуси музей истории религии и атеизма.
Костелы переделывали в музеи заметно реже. Один из таких храмов — костел св. Матвея в Раубичах, в котором по сей день работает музей белорусского народного искусства.
Особая роль была уготована православным соборам в Гомеле, Кобрине и Лиде. В этих трех храмах, имеющих довольно большие купола, оборудовали планетарии.
В хоральной синагоге — жигулевское пиво
И церкви, и костелы, и синагоги активно использовались в качестве различных производственных помещений. В силу своих размеров и архитектурных особенностей многие католические храмы стали цехами довольно крупных предприятий. Так, костел св. Михаила Архангела в Ошмянах был передан Вильнюсскому заводу радиоизмерительных приборов. После этого в нем заработал цех по производству пластмасс. А огромный воложинский костел св. Иосифа стал филиалом минского завода «Термопласт».
Храмы использовались и для небольших производств. Свято-Георгиевская церковь в Бобруйске до войны служила мастерской по изготовлению конской упряжи. Единственную действующую сегодня синагогу в этом городе некогда занимало ателье по пошиву одежды «Ромашка». А в синагоге в Дисне до сих пор работает швейный цех.
Крайне необычное применение власти нашли для кальвинистского сбора в Кухтичах. Около 30 лет в нем работала электростанция. А костел св. Казимира в Лепеле переделали в трансформаторную подстанцию.
Здания, в которые люди прежде приходили за духовной пищей, зачастую мобилизовались для производства пищи материальной. В молочные цеха превратили синагоги в Лепеле, Шклове (местный маслодельный завод успешно работает в ней по сей день), костел в Илье. После войны из областной тюрьмы НКВД в молочный завод перепрофилировали и собор св. Михаила Архангела в Мозыре. В Покровской церкви в Полоцке до 1960-х работала конфетная фабрика, а одна из синагог Ляховичей стала частью действующего и поныне консервного завода.
Еще дальше пошли в Бегомле. Здесь местную церковь приспособили под спиртзавод, а в хоральной синагоге Кобрина долгое время варили жигулевское пиво (позже местный консервный завод наладил в ней выпуск безалкогольных напитков). Костел св. Антония в Рогачеве до 1980-го находился на балансе Рогачевского хлебозавода. Хлебопекарня действовала и в церкви св. Николая в Корме.
Как в костеле принимали стеклотару
Меньше всего у местных властей было трудностей с синагогами. В силу своих архитектурных особенностей они просто идеально подходили на роль магазинов. Различные торговые точки были оборудованы в синагогах во Вселюбе, Ивье (ул. 1 Мая, 9), Ляховичах (современные здания магазина «Птушка»), Новом Дворе, Росси, Череи. Все они и по сей день работают как магазины.
В синагоге в Лужках, в которую когда-то ходил отец современного иврита Бен Иегуда, в советское время продавали керосин. Такая же лавка в послевоенные годы действовала и в подвале хоральной синагоги Новогрудка, которую снесли в 1960-е.
Костелы и в меньшей степени церкви тоже умудрялись переоборудовать под торговые точки. Как правило, это были обычные продуктовые магазины типа сельпо и овощторга, но некоторые из них имели и свою специализацию. В костеле Девы Марии в Кореличах при винно-водочном магазине оборудовали еще и пункт приема стеклотары. С пустыми бутылками шли люди и в костел Преображения Господня в Большой Берестовице, в костел Вознесения Девы Марии в Мстиславле, в Ошмянскую синагогу. Более интеллигентная публика собиралась в бывшей минской Свято-Александро-Невской часовне, которая находилась при входе в современный Александровский сквер. В 1930-е ее приспособили под газетный киоск, который вскоре снесли.
Бассейн в соборе
В Советском Союзе всегда большое значение придавали физической культуре населения. «Здоровый дух» советскому гражданину было призвано обеспечить «здоровое тело», а не молитва. Как следствие, десятки храмов по всей стране превращаются в детско-юношеские спортивные школы, залы единоборств, дома физкультуры и т.д.
Проще всего под спортивные заведения было приспособить относительно небольшие, но в то же время достаточно просторные синагоги. Этот опыт оказался настолько удачным, что и сегодня многие спортивные учреждения продолжают работать в бывших синагогах в Барановичах, Гродно, Могилеве, Слониме, Ивье и др.
Будущих пилотов, штурманов и парашютистов учили в здании синагоги
Для целей образования чаще всего приспосабливали здания монастырей. Но в некоторых случаях реконструкции подлежали и сами храмы. Как правило, под учебные заведения переделывались либо деревянные, либо небольшие по размеру каменные здания.
В жизни еврейской общины синагоги нередко использовались и в качестве школ. Министерству просвещения оставалось только поменять программу обучения. В хоральной синагоге Мира в 1950−1960-х работала школа, затем учебно-производственный комбинат, в котором готовили воспитателей детского сада, трактористов, водителей. В деревянной синагоге Любани размещалась музыкальная школа, а шкловскую синагогу XVIII века поделили между собой автошкола и отдел образования, спорта и туризма.
Некоторые храмы и после перепрофилирования продолжали служить «возвышенному». В начале 1930-х с бурным развитием в СССР авиационной техники резко увеличивается и количество авиаклубов, где проходили подготовку будущие пилоты, штурманы и парашютисты. До войны такие клубы были оборудованы в Вознесенском соборе в Орше, в Троицкой церкви в Гомеле, в Любавичской синагоге Витебска, а минскую мечеть в 1949-м передали Добровольному обществу содействия Флоту (ДОСФЛОТ).
Медицина и религия
Во время войн и эпидемий храмы нередко превращались в госпитали для больных и раненых. Советские власти распространили этот опыт и на мирное время. Под больницы и поликлиники обычно приспосабливали жилые здания монастырей, иногда — синагоги и костелы.
Уникальный в своем роде пример — неоготический костел св. Иосифа в Ляховичах. В конце 1940-х он был переоборудован в больницу. На это была затрачена огромная по тем временам сумма более полутора миллиона рублей. Лишь недавно храм вернули верующим и начали его реставрацию. В 1961-м под участковую больницу приспособили деревянный костел в деревне Крево.
Долгое время в бывшей синагоге по адресу ул. Пушкинская, 110, в Бобруйске размещался онкологический диспансер.
Церковь — пивной бар — детское кафе
Порой власти действовали нестандартно, приспосабливая храмы под бары, столовые и кафе.
Удивительным образом судьбу речицкого костела повторила Свято-Вознесенская церковь в Петрикове. В 1970-е гг. в ней тоже действовал пивной бар, а в 1980-е гг. храм перепрофилировали в детское кафе «Мороженое».
Квартиры…
Чтобы обеспечить население хоть каким-то жильем в тяжелые послевоенные годы, в ход шли любые постройки, в том числе и культовые сооружения. Идеально для проживания людей подходили практичные синагоги, которым, в отличие от церквей и костелов, почти не требовалась предварительная дорогостоящая реконструкция. В одном только Бобруйске в 1946-м четыре бывшие синагоги были переведены в жилой фонд. Для этих же целей приспособили синагоги в Барановичах, Волчине, Каменце, Кобрине, Лепеле, Ляховичах, Поставах и др. В большинстве из них до сих пор живут наши граждане.
Реконструировать под жилье церкви и костелы было гораздо сложнее, и использовали их для этих целей крайне редко. Свой вклад в увеличение жилого фонда страны внесла и деревянная новогрудская мечеть.
…и тюрьмы
Страшная участь выпала на долю собора св. Михаила Архангела в Мозыре. В 1930-е в храме и на прилегающей к нему территории размещалась областная тюрьма НКВД. За несколько предвоенных лет в подвалах этой церкви было захоронено (в действительности просто засыпано песком и известью) около 2 тысяч расстрелянных и умерших заключенных. С 1937-го под пересыльную тюрьму будет приспособлен Свято-Никольский собор в Могилеве. Еще одна тюрьма НКВД была создана в 1939-м в бывшем базилианском монастыре в Глубоком. Сам храм был разрушен в 1970-х гг., а в монастырских корпусах по сей день располагается исправительное учреждение № 13. В тюрьму МГБ сразу после закрытия приспособили одну из бобруйских синагог.
Не следует думать, что таким образом культовые сооружения использовали лишь в Советском Союзе. За последние 20 лет из-за отсутствия верующих сотни храмов по всей Европе были переделаны под бары и рестораны, ночные клубы, гостиницы, студенческие общежития, книжные магазины, кинотеатры, спортивные центры и т.д. При этом бережно сохраняются архитектурные формы культовых сооружений и элементы отделки. И если в Европе общество само пришло к десакрализации храмов, то в СССР такая политика была продиктована сверху и не разделялась большинством жителей. Во время борьбы с религией едва не был уничтожен целый пласт истории нашей страны, а раны, нанесенные историко-культурному наследию и духовному здоровью нации, не зажили до сих пор.