В парке Янки Купалы - реконструкция. Вот какие артефакты старого Минска находят прямо под ногами
В Минске реконструируют парк имени Янки Купалы. Научный сотрудник музея, который здесь расположен, прямо под ногами находит артефакты из прошлого. Его улов: фундаменты бани, где мылся Купала, глиняный горшок с надписью времен белорусизации и дореволюционные печные изразцы.
Сложно представить: на месте парка Купалы до войны был целый район
В центре Минска, где сейчас парк имени Янки Купалы, до Великой Отечественной войны была жилая застройка — несколько улиц деревянных домов. Именно здесь с 1926 по 1941 годы жил Янка Купала, другие представители творческой интеллигенции. Еще в этом районе стояли дома деятелей белорусского национального движения ХХ века Ивана и Антона Луцкевичей.
— Раён на трэці дзень вайны капітальна згарэў падчас бамбёжкі. Гэта было жудаснае відовішча, — рассказывает ведущий научный сотрудник музея имени Янки Купалы Павел Королев.
В 1949-м на месте пожарища сделали парк 30-летия БССР, в 1962 году ему дали имя Янки Купалы.
В пожаре уцелели несколько зданий, в том числе общественная баня Плавского и дома Луцкевичей — все это снесли уже после войны.
Сейчас в парке почти ничто не напоминает о прошлом этой части города. Только некоторые важные точки отмечены камнями.
— Тут ёсць камень, які пазначае двор, дзе жылі Луцкевічы, ёсць камень на месцы былога дома Янкі Купалы. Але, дзякуючы знаходкам, якія падняліся з зямлі падчас рэканструкцыі, мы можам лепей прыадкрыць Атлантыду гэтага месца, — говорит Павел Королев.
Какие артефакты лежат прямо под ногами?
Примерно полторы недели назад рабочие рыли в парке траншею, в которой нужно проложить кабель. Строители наткнулись на фундаменты — внимание на них обратил Павел Королев.
Научный сотрудник уверен: это часть знаменитой общественной бани Плавского. Дворянин с такой фамилией открыл ее на улице Крещенской еще в 1875 году, двухэтажное каменное здание выделялось среди деревянной застройки. Баня работала и после революции, в ней бывал и Янка Купала — она стояла напротив его дома.
— Захаваліся ўспаміны. Калі Купала хадзіў у Ждановічы на рыбалку, грэўся каля вогнішча, то казаў: тут горача як у лазні Плаўскага!
Вот как выглядит находка в траншее.
Павел Королев сразу же написал в Минкульт, попросил сохранить открывшиеся фундаменты. Он связался и с археологом, который наблюдает за территорией во время реконструкции.
— Вельмі важна, каб падмуркі ацалелі, бо ў людзей няма ўяўлення пра тое, што тут нешта падобнае было да вайны. Да таго ж, гэта связана з постаццю Янкі Купалы. Можна было б зрабіць аб’ект музейным, вадзіць людзей і паказваць, куды паэт хадзіў парыцца. Зараз будаўнікі капаюць у бок падмуркаў дома Луцкевічаў. Важна, каб іх таксама не зацапілі.
Строители приостановили работу рядом с находкой. Сейчас решается судьба фундаментов.
А кроме фундаментов еще что-то есть?
В основном предметы, которые представляют интерес, на таких объектах собирают археологи, которые ведут наблюдение за стройкой. То, что остается, все равно может быть любопытным, если ты музейный работник и знаешь историю места.
Например, внимание Павла Королева привлекло вот это стекло. Некоторые бутылки экскурсовод датирует 1920-ми годами, но есть и явно дореволюционные. А еще на месте дома Янки Купалы отыскались осколки старинной пепельницы.
— Прадметы 1920−30 гадоў тыповыя для Мінска, але яны важныя. Ёсць успамін пра Ўладзіславу Луцэвіч, удаву Купалы: калі ёй прынеслі маленькія кубачак і сподак, знойдзенныя на месцы былой забудовы, яна расхвалявалася да слёз. Пазнала кубачак са свайго дому. Некаторыя знойдзеныя рэчы вартыя таго, каб экспанавацца на выставе, прысвечанай дому Купалы. Яшчэ ёсць ідэя зрабіць выставу, прысвечаную гэтаму раёну.
А вот — осколки горшка, на одном из них надпись: «Вылучэнец Пухавіцкага р-ну». В комментариях к записи Павла Королева на фейсбуке краеведы подсказали, что речь идет об артели гончаров «Вылучэнец», которая существовала как раз в указанном районе Беларуси. Павел Королев датирует предметы двадцатыми годами прошлого века — как раз время белорусизации.
А вот более ранний предмет — кусок печного изразца с клеймом минской дореволюционной гончарной мастерской. Краевед Вадим Зеленков разыскал рекламу такого гончарного завода в издании «Календарь Северо-Западного Края на 1889 год».
Музейный работник не может пройти даже мимо брусчатки, камни которой техника поднимает из-под земли.
— Я прынёс пяць мяшкоў брукаванкі, таму што яна зараз у парку пад нагамі валяецца. Такое археолаг не возьме, а музею цікава. Можна было б выкласці нейкія дарожкі да аб’ектаў на выставе. Гэта ж менавіта тая брукаванка, якая тут некалі была!
Что говорят про находки другие специалисты
Реконструкцией парка имени Янки Купалы занимается стройтрест № 4, заказчик работ — УКС Центрального района Минска.
За объектом ведет наблюдение представитель Национальной академии наук, археолог Сергей Дернович.
Появление капитальных каменных фундаментов в парке удивило археолога:
— По всем предварительным данным здесь был квартал с одноэтажной деревянной застройкой там были маломощные фундаменты. Мы рассчитывали, что столкнемся с их остатками. С какими зданиями соотносятся открывшиеся каменные фундаменты, пока сложно говорить. Это могут быть как остатки бани Плавского, так и фундаменты жилого дома второй половины XIX века — после сильных минских пожаров предусматривались мощные каменные фундаменты, а верх был деревянный.
Археолог добавляет, что объекты с точки зрения застройки заурядные, но не все оценивается так просто.
— Если найденное связано с Луцкевичами, Янкой Купалой и персонализацией, музеефикацией в этом контексте — тогда это совсем другие оттенки! Нужно понимать и концепцию развития парка, каким его видит город.
Найденные предметы быта, считает Сергей Дернович, в основном датируются ХХ веком, они могли появиться здесь в том числе со строительным мусором, который ссыпали сюда, когда выравнивали место под будущий парк.
Научный руководитель объекта, архитектор Института «Белжилпроект» Владимир Выростак рассказал TUT.BY, что работы возле фундаментов до сих пор не ведутся. Их судьбу будут решать в управлении культуры Мингорисполкома.