Бесплатная медицина, много секса и «всем по пятьсот». В Минске показали суперкассовую постановку
Парня по имени Кандид изгоняют из замка местного барона, и он отправляется в авантюрное путешествие, пытаясь найти ответы на сложные философские вопросы. Но все идеалы простодушного юноши разбиваются о жестокую реальность. На фестивале «ТЕАРТ» показали спектакль «Кандид», который режиссер Игорь Казаков поставил в Могилевском областном театре кукол.
260 лет тому назад (а если быть точной занудой — в 1759 году) французский философ Вольтер опубликовал роман «Кандид, или Оптимизм». Произведение сразу стало бестселлером (в Англии одновременно вышли три его перевода) и многие годы находилось под запретом (якобы из-за непристойности). Когда-то этот сюжет вдохновил композитора Леонарда Бернстайна на создание одноименного мюзикла, а уже в наши дни драматурга Дмитрия Богославского — на создание инсценировки, которую и взял за основу режиссер Игорь Казаков.
Стряхнув с героев французского философа пыль (как в прямом, так и переносном смысле этого слова), Казаков с первых сцен, казалось бы, уходит в эротический разнос, ставя перед собой целью максимально рассмешить, а временами слегка шокировать публику. Всего чуть-чуть, потому что в наши дни сексом в театре точно никого не удивишь.
«Кандид» — это очень остроумное и стильное хулиганство, которое приводит публику в восторг. Так, еврей и инквизитор, которые борются за расположение красавицы, дерутся кукольными пенисами и меряются яйцами, словно подростки в переходном возрасте. Инквизиторы нанизывают людей на шампуры и прокручивают своих жертв через мясорубку, словно фарш, после чего их части тела разлетаются во все стороны (для любителей творчества Казакова это может быть отсылка к жанру одного из его прежних спектаклей — «Гамлет», который режиссер характеризовал как «трагифарш»). В сцене, когда главного героя Кандида (актер Александр Кулешов) избивают, он «поет» от боли в такт музыке. Но ничего пошлого, развратного или оскорбительного в этом нет. Наоборот, в игре актеров столько иронии, фарса, гротеска и сарказма, что это вызывает восторг как специалистов, так и обычной публики.
Актеры двух могилевских театров (кукол и драматического, которых пригласили на постановку) виртуозно перевоплощаются в разных по характеру персонажей: от солдат до губернаторов, от проституток до знатных дам. Игра Николая Стешица, Ольги Ефремовой-Кухаревой, Натальи Колокустовой, Игоря Ракицкого, Анастасии Лаптинской, Сергея Сергеенко и Алексея Цыбина — пример прекрасного актерского ансамбля.
На общую идею работают и отдельные реплики, которые Дмитрий Богославский включил в текст Вольтера. К примеру, Панглос (Николай Стешиц), учитель Кандида, выздоравливает, когда узнает, что у него есть справка из поликлиники, что он здоров. В этом (и других современных словах) нет ничего искусственного — наоборот, они выглядят абсолютно органично, в результате чего спектакль воспринимается как постановка современная и одновременно вневременная.
Но самое большое эстетическое удовольствие получаешь во время посещения героями чудесной страны Эльдорадо, где прекрасная медицина, гостиницы содержатся за счет государства, где нет судов и тюрем. «Зачем банкоматы, ведь нету оплаты», «Всем хорошо только в Эльдорадо», — поют герои и убегают из страны. В ней слишком прекрасно, чтобы жить постоянно. Не забудем, что в одном из эпизодов Кандид обещает матросам «по пятьсот», а значит, он прекрасно ориентируется в окружающей действительности. В целом работа Дмитрия Богославского — пример прекрасной адаптации классического произведения, когда драматург уважительно относится к тексту и автору.
Чем дальше движется спектакль, тем больше Казаков, полностью завладевший к тому времени зрительским вниманием, смещает оптику от комедии к трагикомедии. До поры до времени даже самые трагичные истории вызывали в зале искренний смех. Первый или один из первых эпизодов, который играется в пронзительной тишине, — вставная история Старухи (Наталья Колокустова), служанки Кунигунды, которая выросла в роскоши, но сначала потеряла будущего мужа, которого отравили, потом стала жертвой пиратов, затем потеряла мать…
Разумеется, юмор достаточно быстро возвращается на сцену. Но это уже смех с оглядкой, с трагизмом и горечью, которые уже присутствуют в подсознании зрителя. Символичен эпизод, когда герои переживают землетрясение: их в буквальном смысле переезжает колесо истории.
Так режиссер постепенно подводит публику к необходимости отказа от ненужных иллюзий и восприятия мира сквозь розовые очки. Символичен эпизод, когда Кандид после долгих странствий встречает свою возлюбленную Кунигунду (Ольга Ефремова-Кухарева), постаревшую, далекую от модельных стандартов, и не отказывается от нее. Начать работать и «возделывать сад», о чем говорится в финале спектакля, — это первый шаг к тому, чтобы повзрослеть и, будучи внутренне свободным, взяться за решение собственных проблем.
Правда, что касается театра, то возделывать именно свой театральный сад, увы, дают возможность не всем.
В финале спектакля актеры дружно позвали на сцену режиссера и в этом жесте, привычном для премьерных или фестивальных показов, была не просто обычная вежливость. Режиссер Игорь Казаков возглавлял коллектив долгие годы и вывел его в лидеры: театралы специально приезжали в Могилев на его спектакли. Недавно из театра пришлось уйти как Казакову, так и нескольким актерам, которые подписали письмо в его защиту, поэтому вызов Игоря на сцену был еще и моментом очень важной психологической поддержки. 26 сентября Казаков стал главным режиссером минского Современного художественного театра. А вот будет ли могилевский коллектив без Казакова так часто, как раньше, участвовать в фестивалях — риторический вопрос.
Без потенциального лидера остался и Молодежный театр (по грустной иронии судьбы именно на его сцене проходил показ «Кандида»). Драматург, актер и режиссер Дмитрий Богославский, автор инсценировки этого спектакля, был достоин того, чтобы стать худруком Молодежного. За это выступила и часть труппы. Но директор отказался, и Дмитрий ушел. Что ж, наверное, ставить очередные комедии действительно можно и без него.
Даже если бы вы не знали об уровне Казакова и Богославского, достаточно сходить на «Кандида». Будете в Могилеве, заходите в Областной театр кукол. Не пожалеете.
«Кандид»
Могилевский областной театр кукол
Автор инсценировки: Дмитрий Богославский
Режиссер: Игорь Казаков
Художник-постановщик: Александр Вахрамеев
Композитор: Евгений Мильков
Пластика: Роман Каганович