Ксендз из Столбцов нашел в кладовой храма алтарную картину. Оказалось, это произведение XVIII века
С ксендзом Игорем Лашуком постоянно случается что-то необычное. Недавно в одном из костелов он увидел, казалось бы, ничем не примечательную алтарную картину. Решил проверить, отдал ее реставратору — и оказалось, что под слоем относительно свежей краски скрывается работа XVIII века.
Ксендз Игорь Лашук служит в костеле Святого Казимира в Столбцах. На протяжении как минимум 20 лет он постоянно находит реликвии, на которые обычно никто не обращает внимания. Среди них — иконы XVI, XVII, XVIII веков.
— Пра XIX стагоддзе я ўжо нават не кажу. І ў гэтым ёсць праблема. Часам творы мастацтва ляжаць у нас літаральна пад нагамі. Мы па іх топчамся, а падняць не можам, не хочам альбо баімся.
Свою самую свежую находку Игорь Лашук сделал недавно. Долгое время она хранилась в кладовой одного из костелов Беларуси. Какого именно — не уточняет.
— Часам я знаходжу творы мастацтва ў такіх месцах, дзе яны не павінны захоўвацца: у закінутых хлявах, кладоўках. Вось і нядаўна было гэтаксама. Я ўгаварыў мясцовага ксяндза аддаць знойдзены ім абра́з мне. Бо з першага позірку падалося, што гэта мусіць быць цікавая рэч.
Найденную алтарную картину Игорь Лашук отдал на экспертизу реставратору Аркадию Шпунту.
— На основании того, что я уже сделал, отчетливо понимаю: это произведение XVIII века. Достойное, возможно, даже музейной экспозиции. Сейчас эту случайно найденную вещь нужно хорошо исследовать.
Сколько времени займет реставрация, пока непонятно: возможно, шесть месяцев, а может, и год, говорит специалист.
— Я ўзяў гэты абра́з толькі з-за таго, што там быў вобраз Найсвяцейшай Багародзіцы. Падумаў: «Аддам рэстаўратару — можа, што ўратуецца». Бо калі б ён паляжаў яшчэ пару гадоў, то яго проста выкінулі б альбо спалілі.
В XX веке картину закрасили новым сюжетом. Сантиметр за сантиметром реставраторы освобождают ее от верхнего слоя краски и открывают авторское произведение XVIII века.
Аркадий Шпунт рассказывает, что такие находки происходят нередко. То есть открытие этой иконы — не сенсация. Но каждое такое произведение приобретает особую ценность. Надо учитывать, сколько реликвий было потеряно и сколько утрат все еще происходит из-за того, что люди не обращаются к специалистам и решают судьбу произведения, исходя из своих вкусов,
— Когда такая вещь попадает в руки реставраторов, с одной стороны, они рады. С другой — огорчаются, поскольку, возможно, в этот момент кто-то бросил в костер похожий холст, — говорит Аркадий Шпунт.
Все свои находки — уже отреставрированные — ксендз Игорь Лашук передает в каплицы и костелы.
— Каб людзі перад імі маліліся. Бо інакш гэтыя абразы застануцца невядомымі і страцяць свой духоўны сэнс. Адзінае, я стараюся рабіць каталог гэтых твораў, каб заставалася памятка і памяць аб іх.