«В жизни я любила и мужчин, и женщин». Интервью со Светланой Алексиевич
В большом интервью польскому изданию Gazeta Wyborcza нобелевская лауреат Светлана Алексиевич рассказала о работе над книгой о любви. Фрагменты интервью опубликовало радио «Свобода».
— Судя по сегодняшним стандартам, вы долго пишете свои книги.
— Быстрее не выходит. По роману в год? Не представляю себе. У нас есть такой писатель — прошу не вспоминать фамилию — который выпустил большую книгу про Окуджаву, а через год — про Пастернака. Как это возможно? Ведь Пастернак — это целый огромный мир! [речь о российском литературном критике Дмитрии Быкове. — Прим. TUT.BY].
Чтобы написать книгу, я должна опросить тысячу людей. И не так, что пришла, записала — и готово. Если я чувствую, что это моя героиня, я встречаюсь с ней много раз. Звоню ей, пишу. Я должна ткать во времени, задавать соответствующие вопросы. В рассказе не может быть дыр.
Сейчас я пишу книгу о любви и сначала хотела сделать 50 женских рассказов и 50 мужских, но спустя три года я сориентировалась, что не смогу пробиться к мужчинам. Что то, что я о них напишу, будет, может, и интересным, но поверхностным и банальным. Это не будет литература высокого класса. Потому что я не смогу спросить у них, как должно.
Когда я написала «У войны не женское лицо», Адамович [писатель Алесь Адамович. — Прим. TUT.BY], благодаря которому я нашла свой путь, сказал: «Какое счастье, что это писал не я. Мне бы не пришли в голову сотни вопросов, которые ты задала, потому что я мужчина». Так же у меня с любовью. Тяжело, и я напишу историю о любви женщин.
— Будет ли в книге о любви женщин к женщинам?
— Конечно. Любовь — это любовь. Важно, что чудо произошло, а с кем — это уже менее существенно. Я сама любила в жизни и женщин, и мужчин.
В интервью Светлана Алексиевич рассказала о своих планах:
— Какие у вас планы на будущее?
— Научиться жить. Я все еще этого не умею. Постоянно меняю занятия, но отдыхать не умею. Я могла бы поехать в Карловы Вары, но это такая скука, а вокруг такая компания, что только болезнь может меня к этому принудить.
Премия дала мне уникальную возможность налаживать контакты с кем я только захочу. Я могу пригласить к себе интересных людей, и они мне не отказывают. Общение с мудрыми людьми — это большая приятность, особенно если они занимаются чем-то совершенно другим. Тогда я открываю другой мир.
Я также должна больше заботиться о моей подруге. Она старше меня, у нее серьезная проблема с глазами. Это тоже нелегко, так как под старость человек становится другим, капризным. Никто не хочет покидать этот мир, всё вокруг раздражает.