Почему автор «Рабочего и колхозницы» Вера Мухина считалась в СССР неблагонадежной

Источник материала:  
01.07.2019 09:36 — Новости Культуры

1 июля исполняется 130 лет самому знаменитому советскому скульптору — Вере Мухиной.

Вера Мухина. Фото: wikipedia.org

Всемирную известность ей принесла гигантская статуя «Рабочий и колхозница», созданная для парижской Всемирной выставки 1937 года, а позднее установленная возле входа на ВДНХ. Она стала эмблемой киностудии «Мосфильм» и вообще неофициальным символом СССР.

Но несмотря на славу, премии и ордена, Мухиной никогда не заказывали скульптур Ленина и Сталина.

Она была дочерью миллионера, сестра жила за границей, муж, врач Алексей Замков, в 1919 году арестовывался Петроградской ЧК по обвинению в участии в белом заговоре и был отпущен лично Менжинским благодаря старому знакомству.

В начале 1930-х годов Мухину высылали из Москвы, а после парижской выставки больше не пускали за границу.

Еще несколько фактов о скульпторе и ее главном творении:

  • Отец Веры торговал хлебом и пенькой и владел доходными домами в Риге. Родители рано умерли, Веру с сестрой воспитывали братья отца. Увлечение племянницы искусством они приветствовали и денег на учебу не жалели, но не хотели и слышать о том, чтобы она поехала в «развратный» Париж и жила там без присмотра.
  • Не было бы счастья, да несчастье помогло: катаясь с горы на санках, девушка сломала нос и отправилась в Париж на операцию. Таким образом, она стала первой россиянкой, во всяком случае, среди знаменитостей, прибегнувшей к пластической хирургии. А заодно брала уроки у скульптора Антуана Бурделя, ученика Родена.
  • Первой любовью Веры Мухиной был эсер-эмигрант Александр Вертепов. С началом Первой мировой войны он записался добровольцем во французскую армию и погиб, а Мухина вернулась в Россию, окончила курсы и работала в военном госпитале медсестрой.
  • С Алексеем Замковым, будущим профессором медицины, она познакомилась в 1918 году, выходив его от сыпного тифа.
  • Брак оказался счастливым и крепким. На общем памятнике над их могилой на Новодевичьем кладбище под портретом мужа написано: «Я сделал для людей все, что мог», под портретом пережившей его на 11 лет жены: «Я тоже».
  • Их единственный сын в четыре года сломал ногу, у мальчика развился костный туберкулез, все московские врачи сочли ампутацию неизбежной. Тогда Замков с помощью жены прооперировал его дома на кухонном столе. Сын выздоровел.
  • Первая известная работа Мухиной — бронзовая «Крестьянка», которую она называла «Бабой». Сложенные на груди мускулистые руки Мухина вылепила с трицепсов мужа. Скульптура, изваянная к 10-летию революции, была потом отправлена на выставку в Венецию и приобретена Ватиканом.

Монумент «Рабочий и колхозница». Фото: wikimedia.org
  • В 1930 году Замкова уволили с работы, а Мухиной перестали давать заказы. Супруги решили бежать в Латвию. Их задержали, допросили, выслали в Воронеж. Вернуться к нормальной жизни помог Максим Горький. Причем хлопотал он не за Мухину, а за ее мужа, поскольку лечился изобретенным тем укрепляющим гормональным препаратом «Гравидан». Позднее Мухина создала памятники Горькому в Нижнем Новгороде и Москве.
  • Идею воздвигнуть на крыше советского павильона в Париже монументальное изваяние выдвинул его архитектор Борис Иофан. Был объявлен конкурс с условием: композиция должна изображать мужчину и женщину и включать серп и молот. Проект Мухиной победил и воплотился с единственным изменением: политбюро потребовало «одеть» тела, которые Мухина хотела сделать обнаженными.
  • Высота «Рабочего и колхозницы» — 24 метра, вес — 75 тонн. Скульптура была создана из нержавеющей стали с помощью электросварки. Единственным аналогом в мире на тот момент являлась Статуя Свободы, но при ее изготовлении использовались заклепки.
  • В одну из ночей посмотреть готовую скульптуру неожиданно приехал Сталин. Обошел вокруг, ничего никому не сказал, и сел в машину. Впоследствии выяснилось: директор завода, где сваривались стальные листы, написал донос, что в складках юбки колхозницы якобы можно увидеть профиль Троцкого.
  • Для доставки в Париж статую разрезали на 65 частей и поместили в 28 вагонов. Во время сборки лопнул крановый трос. Лишь случайно не пострадали ни люди, ни скульптура. Французская полиция назвала это техническим инцидентом, советские представители утверждали, что трос кто-то подпилил.
  • Устроители выставки отвели советскому и германскому павильонам места напротив друг друга, рассчитывая на контраст. Взамен вышла демонстрация тождества художественных вкусов двух режимов: неоклассицизм, брутальность, помпезность.
  • Вера Мухина и ее германский коллега Йозеф Торак, автор скульптурной композиции «Товарищество» выполнили социальный заказ на мощную энергетику, уверенность и оптимизм. Критики отметили, что Мухина положила в основу образа движение, а обнаженные атлеты Торака вышли статичными.
  • Гран-при за лучший павильон разделили СССР и Германия. Советские экспонаты получили на выставке 270 разных наград.
  • Французы предлагали выкупить «Рабочего и колхозницу», но советские власти не согласились.
  • В Москве скульптуру водрузили на низкий постамент, проигнорировав протесты Мухиной, назвавшей его «пеньком». Ощущение полета исчезло. В ходе реставрации 2003−2009 годов был построен 34,5-метровый постамент, точно соответствующий высоте парижского павильона.
  • Вера Мухина занималась не только монументальной скульптурой. Созданная ею коллекция одежды выставлялась в 1925 году в Париже. Ей также приписывают создание дизайна знаменитого советского граненого стакана, «пузатой» 500-граммовой пивной кружки и школьной формы для девочек.

←В США ветеринары попросили сдавать подержанные лифчики. Кому понадобились застежки от них?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика