«Не дай бог написать на кроссовках Adidas вместо Nike». Как белоруска из лоскутов создает кукол-двойников
«Как порадовать, к примеру, человека, у которого все есть? — задает вопрос Елена Гончаронок и тут же отвечает — Его можно только очень сильно удивить!» И, кажется, она знает как. Уже три года мастер создает портретных кукол. О необычном хобби, которое переросло в бизнес, жительница Светлогорска рассказала TUT.BY.
Все началось семь лет назад, когда Елена находилась в декретном отпуске с первым ребенком. В какой-то момент просто заниматься домашними делами стало скучно, и молодая мама решила найти занятие для души — принялась шить игрушки для дочери. Работы увидели другие мамы — и ахнули. Так у Елены появились первые заказы на Тильд и Улыбашек.
— Как-то я делала куклу в подарок для дочери подруги. Сходство с будущей хозяйкой было лишь в одежде — у них платья были одного кроя и из одной ткани. Но какой же был восторг, когда я эту куклу подарила! И дети, и взрослые решили, что она и ее хозяйка очень похожи. Так у меня и родилась идея создания портретных кукол, — рассказывает Елена.
Но задача эта, вспоминает мастерица, оказалась не из простых. Как сделать так, чтобы обычная тряпичная кукла выглядела как живая? И, самое главное — как добиться сходства с ее будущим хозяином?
Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, у Елены ушли сотни беспокойных дней и столько же бессонных ночей. Методом проб и ошибок разработала собственную технологию — секреты не раскрывает и теперь. А вот про этапы создания тряпичных двойников рассказывает с удовольствием.
— Обычно я будущих хозяев своих кукол не вижу. Друзья или родные, которые хотят сделать им подарок, присылают мне их фото. Важно, чтобы оно было хорошего качества и актуальное. Очень большое значение имеют детали — надпись на майке, шнурки, часы… По опыту знаю, если у человека на фото кроссовки Nike, значит для него это очень важно, а потому не дай бог перепутать и написать на них Adidas, — смеется мастерица.
Но самое главное, это, конечно, лицо. Правило номер один — оно должно быть похоже на оригинал. Однако, бывает, оригинал так стремительно меняется, что это может стать настоящей проблемой.
— В этом плане, конечно, сложнее с женщинами — они постоянно экспериментируют с внешностью: меняют цвет глаз, форму бровей, длину волос, худеют, поправляются… Однажды мне прислали фото девушки, но предупредили, чтобы нос я сделала ей не такой как на фото, потому что именно сейчас она находится в клинике — делает ринопластику.
Поэтому, уверена Елена, ее задача — не просто уловить визуальное сходство, но и рассмотреть, а затем и передать кукле характер человека. Для этого одного фото бывает не достаточно.
— Чтобы узнать побольше о человеке, я прошу друзей рассказать о нем: какой у него характер, что он любит, какие у него привычки? — перечисляет рукодельница.
Однажды, вспоминает Елена, поступил очередной заказ: на фото красивая женщина в синем платье и на высоких шпильках.
— Я увидела обувь и застыла. Каблуки! Как их сделать из ткани? Перезвонила заказчику и спросила, могу ли я обуть куклу в лодочки. «Вы что? Моя подруга никогда не носит обувь без каблука» — ответили мне. Ну раз так, придется что-то придумывать.
— Придумали?
— Я, наверно, так много думала об этом, что решение мне приснилось. Осталось лишь утром его реализовать, — признается кукольница.
За три года Елена создала около сотни человеческих копий из лоскутов. Говорит, больше всего заказов поступает из Минска, а также из-за границы. Несмотря на это, о больших заработках речи не идет, говорит мастерица. Создание портретной куклы — довольно сложный и кропотливый процесс, отнимающий много времени и сил: в среднем на одну работу уходит 2 недели напряженной работы, стоит кукла около 130 рублей.