В Глусском районном историко-краеведческом музее стартовал проект «Культурная среда», посвященный Году малой родины
Владимир Высоцкий и другие…
В Глусском районном историко-краеведческом музее стартовал проект «Культурная среда», посвященный Году малой родины. Это встречи с литераторами, художниками, музыкантами, спортсменами, мастерами декоративно-прикладного искусства. В рамках этого проекта 30 января состоялось культурно-образовательное мероприятие «От Пушкина до Высоцкого», посвященное памяти актера, поэта, музыканта Владимира Высоцкого. Ведущим был журналист, писатель, лауреат республиканской профессиональной премии «Золотое перо», почетный гражданин Глусского района Наум Сандомирский.
Начиная беседу, Наум Борисович попытался ответить на вопрос, почему именно так: от Пушкина до Высоцкого? Он отметил, что это сложный процесс. Это как у Андрея Вознесенского: «В жизни чувства сближены, словно сучья яблони, — покачаешь нижние, отзовутся дальние». Так происходит и в литературе. Если потрясти дерево истории литературы, то открываются удивительные вещи. Обратившись к античной литературе — Сенеке, Горацию, Аристофану, можно заметить, что все основные мысли уже высказаны тогда, а затем вносятся какие-то явления нового дня. Так было у Вячеслава Захаринского, когда он брал картины художников эпохи Возрождения и через них пытался в своих работах отразить современность.
Так произошло и на этой встрече. Наум Борисович брал строку из стихотворения какого-либо поэта и в чем-то с ним соглашался, в чем-то — нет. Читал стихи Александра Пушкина, цитировал что-то из своих сочинений, в которых мысли перекликаются с мыслями Высоцкого.
Наум Борисович порассуждал о личности Владимира Высоцкого. Многих смущает и даже возмущает, что поэт злоупотреблял алкоголем и любил женщин. «Если мы пойдем по этому пути, — заметил ведущий, — тогда нам не надо читать Михаила Шолохова, Сергея Довлатова, Александра Твардовского, слушать Модеста Мусоргского. Все они тоже не были трезвенниками. Может, это беда многих творческих людей?» Наум Борисович вспомнил письмо Александра Пушкина к княгине Вяземской, в котором поэт признался, что жена — 113-я любовь в его жизни. А «Денисьевский цикл» Фёдора Тютчева (стихи, посвященные Елене Денисьевой) вошел в историю литературы как один из наилучших образцов поэзии.
Третий спорный момент — является ли Владимир Высоцкий киноактером. Он нравится зрителям, но серьезные критики его не признавали. Но, к примеру, Лев Толстой не любил Уильяма Шекспира, Николай Гоголь не любил, когда в чай бросают сахар, Александр Радищев не мог понять, зачем люди чистят зубы, а Дмитрий Писарев не признавал Пушкина гением. Так и по поводу Высоцкого-киноактера — это лишь одно из мнений.
Но Владимир Высоцкий, безусловно, поэт. Владимира Высоцкого никогда не забудут, он останется летописцем эпохи.
Кстати, в жизни Высоцкого очень символичной стала цифра 25: 25 января 1938 родился, 25 июля 1979 года перенес клиническую смерть и 25 июля 1980 года поэта не стало.
Закончил беседу Наум Борисович цитатой из стихотворения Роберта Рождественского, которое заканчивается словами:
«…Человеку
мало
надо.
Лишь бы дома кто-то
ждал».
Наум Борисович пожелал, чтобы всех обязательно ждали дома.
Директор музея Наталья Акулич поблагодарила Наума Сандомирского за интересную, познавательную и душевную беседу, пожелала новых творческих успехов и подарила сувенир.
Алёна ЗМИТРОВИЧ
Фото автора