Минкульт - за, Мингорисполком не принял решение. Когда в Минске появятся улица и памятник Быкову?
В 2019 году исполнится 95 лет со дня рождения Василия Быкова. Народный писатель Беларуси умер 16 лет назад. С тех пор не прекращаются разговоры о том, что нужно установить памятник и назвать улицу в его честь. Но до дела слова не доходят. «Сейчас вопрос пущен на самотек, — говорит Николай Чергинец, председатель Союза писателей Беларуси (СПБ). — Но мы будем воевать».
Николай Чергинец демонстрирует нам «папку по Быкову». В ней — материалы из СМИ разных лет и переписка с министерствами и Администрацией президента. Последнее письмо датировано 24 мая 2018 года и подписано министром информации Александром Карлюкевичем.
7 марта прошлого года Чергинец отправил обращение в адрес Александра Лукашенко. В нем шла речь о том, чтобы переименовать одну из минских улиц или присвоить новой магистрали имя Василя Быкова, а также установить писателю памятник. Ответ на предложения СПБ пришел из Министерства информации.
В нем сообщалось, что переименование улицы возможно только в исключительных случаях, поскольку эта процедура причиняет неудобства жителям и организациям, а также требует значительных финансовых затрат.
«В этой связи предложение Союза писателей Беларуси о присвоении имени В. Быкова одной из улиц столицы направлено в комиссию и будет принято во внимание при присвоении наименований новым улицам Минска», — говорилось в ответе.
Также Министерство информации сообщало, что «Минкультуры поддерживает идею установки памятника Быкову и готово принять участие в ее реализации в установленном порядке. Место установки памятника определяется Мингорисполкомом».
Однако за семь месяцев, прошедших с тех пор, никаких конкретных действий не последовало.
«Возле улицы Максима Танка есть хороший сквер, можно бы назвать его именем Быкова. И поставить там памятник»
Разговоры об установке памятника Василю Быкову разгорелись в 2015 году, когда общественности был представлен его макет — проект скульптора Александра Ботвиненка и архитектора Армена Сардарова.
«Класік, трохі згорбіўшыся, сядзіць у задуменнай позе. Яго рукі, сашчэпленыя разам, ляжаць на працоўным стале ў форме чырвонай пяціканцовай зоркі. Кожная з яе граняў сімвалізуе раскрытую кнігу, унутры якой будуць напісаны цытаты з твораў пісьменніка», — в конце 2015 года писала газета «Звязда» в статье «У Мінску хутка можа з’явіцца помнік Васілю Быкаву».
Сегодня сам Чергинец признает: предложенный вариант был неудачный.
— Конечно, я забраковал его, он не годился. Ботвиненок переделал — придумал другой, более приличный вариант. Без лямонта, без ничего.
Последняя редакция макета — уже третья по счету — стоит в кабинете Николая Чергинца. Ее сделали четыре месяца назад.
— Я дал скульптору больше фотографий писателя. И что удивительно, Быков стал похож на себя. Хотя его в принципе трудно изобразить. Единственное, как я считаю, что стоит изменить в этом варианте, — это чуть-чуть приподнять голову. Василь всегда был задумчив, это его поза, но он все-таки смотрел в будущее.
— Как так случилось, что скульптором стал именно Александр Ботвиненок?
— Даже не знаю. Дело в том, что он пригласил меня в свою мастерскую: «Я сделал Быкова и вас». Мы знакомы не были, он просто читал мои книги. Я выбрался к нему, посмотрел, говорю: «Мало похож». Он нормально воспринял критику, что редкость среди творческих людей. Переделал однажды, потом еще раз.
После обращения в адрес президента, говорит Николай Чергинец, он писал еще несколько писем, однако нам их не показывает.
— Уверен, мы пробьем вопрос по Быкову. Вот пройдут праздники — и пойду на встречу к зампреду Мингорисполкома. Мы уже договорились о встрече. Хочу, чтобы он показал, кто конкретно исполняет поручение. Как почетный гражданин Минска, я, думаю, имею право понахальничать. Приду и подавлю, чтобы дело быстрее пошло.
Ранее предполагалось, что памятник Василю Быкову может быть установлен на улице Румянцева неподалеку от Дома литератора. Сегодня у председателя Союза писателей Беларуси идеи изменились.
— К тому, чтобы ставить памятник на Румянцева, у меня самого не сильно лежит душа. Припрем его к стене? Да и людей здесь ходит мало. Вот возле улицы Максима Танка есть хороший сквер, можно было бы назвать его именем Быкова и поставить там памятник. Круглая площадь на пересечении Бядули и Козлова, где трамваи разворачиваются, тоже интересный вариант. Эти идеи я вынашиваю и буду за них воевать.
В мастерской Александра Ботвиненка TUT.BY сообщили, что скульптор умер в ноябре 2018 года. Что в таком случае будет с проектом памятника, Николай Чергинец пока сказать не может: для него самого этот факт стал новостью.
На этот же вопрос затрудняется ответить и архитектор Армен Сардаров, в паре с которым работал Александр Ботвиненок.
— Если бы была разработана проектная документация, Александр Владимирович мне сказал бы, но такого разговора не было. Он лишь говорил, что вел беседы с Союзом писателей Беларуси. Вместе мы бродили по улице Фрунзе, искали варианты, где разместить памятник. Задумались о боковом фасаде Дома литератора, который смотрит на улицу Румянцева. Это место камерное. А камерность, по моему мнению, — это свойство личности Быкова. Василь Быков — неплощадной человек, так бы я сказал одной фразой. Я предлагал разместить памятник близко к фасаду Дома литераторов с мощением из красного и черного гранита, как будто из него проступает кровь и расходится. Но по дальнейшим планам со мной никто не связывался.
В Минске — всего две новые улицы, а имен для присвоения — 63
Последнее заседание комиссии по наименованию и переименованию проспектов, улиц, площадей и других составных частей Минска состоялось в декабре 2018 года. На нем были озвучены следующие предложения: присвоить имя белорусской просветительницы Евфросиньи Полоцкой скверу в границах улиц Притыцкого и Евфросиньи Полоцкой, а имя выдающегося физика, изобретателя в области электроники и радиотехники Николы Теслы — проектируемой улице № 3 на территории многофункционального комплекса «Минск-Мир» (неподалеку от Национальной библиотеки Беларуси. — Прим. TUT.BY).
Рассматривалась ли возможность назвать именем Быкова новую магистраль, рассказала секретарь комиссии Людмила Альховикова.
— Все имена, на которые есть запросы от организаций, находятся в списке на присвоение наименований. Сейчас он состоит из 63 фамилий. В нем есть имена и Михаила Савицкого, и Рыгора Бородулина, и Василя Быкова. На каждом заседании этот список рассматривается.
Назвать сквер именем Евфросиньи Полоцкой предложила администрация Фрунзенского района. Что логично: рядом находится улица, названная в честь святой. Что касается улицы Белградской и Николы Теслы, то это предложения застройщика.
У Николы Теслы — сербское происхождение, а «Минск-Мир» — сербская компания. К тому же ей пришлось переделать проектную документацию в связи с тем, что отопление будет на электричестве. Поэтому мы пошли навстречу.
Точно так же с улицей Белградской. Рядом находится проспект Мира, в ближайшем будущем там появятся улицы в честь столиц других братских народов, поэтому поддержали предложение застройщика
Что касается остальных имен из списка, то пока есть только две улицы в «Минск-Мире». А больше новых магистралей в Минске на данный момент нет.