Арестованные картины: как в Минске оказалась живопись из коллекции царицы русской народной песни

Источник материала:  
24.11.2018 11:00 — Новости Культуры

Национальный художественный музей готовит выставку «Певица Лидия Русланова: судьба коллекции». За этим неброским названием — большая драма. Всенародное обожание, любовь, кремлевские приемы, война, победа, арест, возвращение на сцену. И снова слава, успех, аншлаги. И вдруг — потеря мужа, болезни. Русланова (1900 — 1973) пережила все и осталась царицей русской народной песни. Или «барыней», как в шутку называли ее коллеги.


Герой Советского Союза летчик-штурмовик Алексей Рогожин дарит сувенир певице Лидии Руслановой у стен Рейхстага. Фото: wikipedia.org

«Слава Лидии Руслановой сравнима со славой Людмилы Зыкиной»

— Ее настоящее имя — Прасковья Лейкина. Лидия Русланова — это псевдоним. В свое время она была звездой народной песни. И в то же время своя, разделившая судьбу с народом, — говорит ведущий научный сотрудник Национального художественного музея Надежда Усова. — Слава Руслановой сравнима, пожалуй, только со славой Людмилы Зыкиной. Но Зыкину еще хорошо помнят, а вот артистов поколения Руслановой уже забывают…

Свою знаменитую коллекцию живописи Русланова начала собирать в 1930 году, будучи в третьем браке — замужем за конферансье Михаилом Гаркави.

 





— Гаркави увлекался коллекционированием. Его примеру последовала и Лидия Русланова. Ее популярность росла, зарабатывала она по тем временам значительные суммы, — рассказывает Надежда Усова. — В своей роскошной квартире в Лаврушинском переулке Русланова хотела создать своеобразный «русский мир». Ее интересовала классическая живопись XIX — начала XX столетия. Это самые известные имена: Репин, Суриков, Айвазовский, Шишкин, Верещагин… Она пользовалась советами известных реставраторов — Игоря Грабаря, Степана Яремича, завела дружбу с директорами магазинов антиквариата. И как только поступало что-то приличное, ей звонили, тогда она приглашала экспертов, советовалась с ними и только после этого покупала картину. Со временем Русланова собрала прекрасную коллекцию — 132 произведения, эти цифры известны из протоколов допросов.

«Имущество конфисковано, а с ним и коллекция живописи»


В Минск в середине 1950-х — начале 1960-х попали 43 картины из коллекции певицы. Но предшествовали этому трагические события. И здесь нужна предыстория.

Во время Великой Отечественной войны Лидия Русланова выезжает на фронт в составе одной из лучших концертных бригад. Дает немыслимое количество концертов под открытым небом, в окопах, госпиталях. Во время одного из таких выступлений знакомится с генерал-майором Владимиром Крюковым, который станет ее четвертым мужем.

В 1948 году Крюков, ближайший соратник маршала Жукова, будет арестован по так называемому трофейному, или «генеральскому» делу. Почти одновременно с мужем предъявят обвинения и Лидии Руслановой.

— Имущество было конфисковано, а с ним и коллекция живописи. Большинство картин отправили в Третьяковскую галерею. Но часть перешла в фонд Государственной закупочной комиссии — кто-то решил продать эти работы различным музеям, — поясняет Надежда Усова.

«Чуть не всю коллекцию «перетаскала»


Дальше события разворачиваются так. В 1953 году умирает Сталин. И уже спустя несколько месяцев Крюков и Русланова освобождены из-под стражи и реабилитированы.

— Лидия Андреевна начинает возвращать свое имущество. В том числе коллекцию живописи. Третьяковской галерее вскоре удается выкупить у Руслановой несколько наиболее ценных работ. Это портреты кисти Рокотова, Федотова, Репина, — уточняет Надежда Михайловна.

В это время в Минске Елена Васильевна Аладова — директор Государственной картинной галереи БССР (ныне Национальный художественный музей Республики Беларусь) — строит новое здание музея и буквально с нуля постепенно воссоздает коллекцию живописи, которая была утрачена в годы войны. Человек «энциклопедической осведомленности», наделенный «талантом собирателя». Так писал об этой легендарной женщине ее современник — скульптор Заир Азгур.

Узнав, что Руслановой вернули коллекцию, Аладова поспешила в Москву. И учитывая характер Елены Васильевны, можно не сомневаться: если она решила заполучить какую-то работу для музея — значит, так тому и быть.


«Портрет М.Ю. Виельгорского» К. Брюллова, 1828 год. Из коллекции Национального художественного музея.

— Аладова знакомится с Руслановой, им быстро удается найти общий язык. Они даже похожи в чем-то: обе хлебосольные, деятельные, энергичные, — рассказывает Надежда Михайловна. — Русланова одну за другой продает картины из своей коллекции по просьбе Аладовой в Минск, и, что немаловажно, по приемлемым ценам.

В книге «Елена Аладова. Музей — ее судьба» есть воспоминания Елены Васильевны о Лидии Руслановой:

— У Лидии Руслановой я чуть не всю коллекцию «перетаскала». Что это была за женщина! Умна, обаятельна! В детстве она нищенствовала, даже милостыню просила. Абсолютно никакого воспитания. А как умела держаться! Развивала в себе эстетический вкус и живопись приобретала первоклассную. Коронное полотно ее коллекции — «Портрет Виельгорского» работы Брюллова. Сейчас оно у нас, в Минске…

В начале 1960-х Аладова передает несколько картин, купленных у Руслановой, в региональные музеи БССР. Выбирает из тех работ, что хранятся в запасниках.


«Гусар» Н. Сверчкова. Вторая половина ХIX в. Из коллекции Музея белорусского Полесья в Пинске

Самые ценные, жемчужины, и сегодня — в постоянной экспозиции Национального художественного музея. Но на выставке, которая откроется в начале декабря, будут показаны и малоизвестные картины знаменитой коллекции. В том числе те, которые ни разу не выставлялись в Минске. В музее обещают: ценителей классической русской живописи ждут открытия. Интригуют:


Фото: Ольга Шукайло, TUT.BY

— Полотно Филиппа Малявина — это сенсация! Пока оно на «оздоровлении» в реставрационных мастерских. Так что приходите на вернисаж — сами увидите и убедитесь.

←Две генеральные репетиции финала детского "Евровидения" пройдут в "Минск-Арене"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика