Мертвецы и каннибализм: как в 1934-м парламент Британии обсуждал Голодомор
Голод в Украине 1932−1933 годов подробно обсуждали в Великобритании. Это даже стало поводом для отдельного слушания в Палате лордов.
Несмотря на распространенное мнение, что на Западе в 30-е тему голода в УССР преимущественно игнорировали, стенограмма заседаний британского парламента дает возможность понять, как тогдашние западные элиты оценивали ситуацию в Украине, и насколько адекватными данными оперировали.
Главными источниками информации были свидетельства западных бизнесменов и путешественников, сбежавших из этого региона, репортажи немногочисленных западных журналистов и отчеты религиозных организаций.
Уже тогда на самом высоком уровне в Британии признавали доказательства того, что голод в Украине был искусственным, ведь люди умирали на фоне массового экспорта зерна из СССР. Там также говорили: в 1932—1933 годах умерли от трех до шести миллионов человек.
Лорд-докладчик
Дебаты о голоде в Украине состоялись в британском парламенте 25 июля 1934 года. Тогда уже было достаточно информации о событиях 1932−1933 годов, но больше всего лорды беспокоились, чтобы голод не повторился — на этот счет были серьезные подозрения.
Доклад о ситуации в Украине на рассмотрение Палаты лордов предоставил лорд Чарнвуд — Хадфри Бенсон. Он был известным писателем и ученым, филантропом и либеральным политиком.
Перед началом дебатов объявили, что лорд Чарнвуд располагает важной информацией, которая заслуживает внимания. В частности, речь шла о политике правительства России, которая привела к массовому голоду среди населения регионов, где выращивают больше всего пшеницы.
В отчете лорда также был вывод, что такая ситуация с голодом может повториться и в 1934 году из-за политики советского правительства: коллективизации, конфискации имущества в аграрных регионах и конфискации пшеницы для экспорта за границу и для нужд армии — без учета потребностей самих крестьян.
После вступительной информации слово взял лорд Понсонби Шелбредский от левой Лейбористской партии. Он обратил внимание присутствующих, что ситуация в России — это внутренние дела этой страны и усомнился, должны ли они вообще дискутировать об этом и вмешиваться в дела других государств.
Похожую позицию высказали еще несколько его коллег.
Голод в «Южной России»
После этого лорд Чарнвуд подробнее изложил информацию о голоде.
Он старался быть очень осторожным в высказываниях и обозначал регион, где был голод, как Южная Россия.
Лорд Чарнвуд убеждал, что крайне осторожно относился к источникам информации и даже специально избегал сообщений, которые могли содержать «политические цели, к примеру, независимость Украины».
Это — единственное место докладе, где он произнес слово «Украина».
Лорд Чарнвуд заявил, что не может публично называть имена людей, показания которых позволяют составить картину голода. Это в основном бизнесмены или посетители СССР, говорил он, и озвучивание имен может им существенно навредить.
Проверенными источниками, на которые можно публично сослаться, лорд назвал заявление межконфессионального комитета во главе с кардиналом архиепископом Вены, а также репортажи двух журналистов.
Тогда прозвучали фамилии американского журналиста Уильяма Чемберлина, который писал для Christian Science Monitor of America, и Малкольма Маггериджа, статьи которого лорд читал в местной Morning Post.
Оба журналиста посетили УССР в 1933 году и описали впечатления от голода в своих изданиях.
Лорд Чарнвуд отдельно подчеркнул, что подробно проверил информацию об этих журналистах — «они высокопоставленные и хорошо осведомленные журналисты».
«Все источники свидетельствуют, что в 1933 году в Южной России был голод страшного масштаба», — настаивал лорд Чарнвуд.
Он заверил, что наибольшие цифры погибших, которые ему попадались, он отверг. И все же из информированных источников понял: от голода в 1933 году там умерли не менее трех миллионов человек. А, возможно, и «на несколько миллионов больше».
«На основании всей информации этот голод выглядит как искусственно организованный», — продолжал он.
По его словам, уже тогда было много свидетельств, что урожай пшеницы был «очень хорошим». А вот данных о неурожае как реальной причине голода он не увидел.
Лорд также напомнил о коллективизации, которая началась с 1929 года, о конфискации имущества крестьян и создании колхозов.
Он пояснил лордам, что советская власть установила контроль над всеми этапами производства и продажи зерна — исключительно государству. Поэтому благосостояние крестьян зависело от того, останется ли им самим хоть что-то в конце года после сдачи зерна государству.
«Это вызвало большое недовольство, но таких (недовольных. — Ред.) либо расстреливали, либо депортировали в трудовые лагеря», — добавил лорд Чарнвуд.
В своем выступлении он обратил внимание, как в 1933 году официальная советская пресса отчиталась о выполнении плана: «Заготовка зерна выполнена полностью и досрочно».
«Выполнение плана могло произойти вследствие того, что производителям зерна практически ничего не оставили», — предположил докладчик.
Особое внимание он обратил на то, что во время голода продолжался экспорт зерна за границу, удовлетворительными были и поставки хлеба городским работникам и армии.
Шесть миллионов умерших
Еще жестче ситуацию с голодом обрисовал в британском парламенте архиепископ Кентерберийский Космо Гордон Лэнг, духовный глава Церкви Англии.
Он тоже заявил, что негоже критиковать внутренние дела других стран, однако парламент изменил бы традициям, если бы в такой момент побоялся выразить протест против «нарушения основных принципов гуманности» — будь то в маленькой Либерии или в большой России.
Архиепископ Кентерберийский сказал, что сам изучил массу документов и свидетельств иностранных наблюдателей и очевидцев событий, которые бежали из Южной России.
«У меня сложилось впечатление, что ситуация в южных частях России в прошлом году была ужасной, там произошел такой страшный голод, какой вряд ли когда-то видел мир», — обратился он к лордам.
По его мнению, слова лорда Чарнвуда о трех миллионах погибших могут быть преуменьшением.
«Думаю, что будет гораздо ближе к реальности цифра в шесть миллионов», — заявил он.
Архиепископ привел пример: в одном городе региона, где жили 240 тыс. человек, голодной смертью умерла шестая часть — 40 тыс. человек.
Он говорил о фотографиях, на которых на улицах городов видно много мертвецов и людей, близких к смерти. И местные жители проходили мимо и не обращали на них внимания, что свидетельствовало о привычности этого явления для горожан.
Он также опасался называть на дебатах имена источников и географические названия, ведь это якобы позволит «выследить информаторов и уничтожить их, или же выслать в трудовые лагеря или в Сибирь».
Архиепископ указывал, что люди, которые сумели выжить, «питались котами и собаками, а конина была чем-то люксовым, а в некоторых местах появление мышей весной воспринималось как счастливая возможность получить пищу».
Уже тогда в Британии было достаточно свидетельств, чтобы говорить о каннибализме во время голода в Украине.
«Боюсь, нет никаких сомнений, что в начале прошлого года там были случаи каннибализма», — сказал ахиепископ Кентерберийский.
Архиепископ выразил большую обеспокоенность тем, что даже в 1934 году СССР будет экспортировать зерно. Он надеялся, что это неправда.
«Надеюсь, что больше не будет экспорта зерна, пока не будет уверенности, что они могут накормить собственных людей», — сказал он.
Он выразил надежду, что британское правительство сделает запрос в Москву и покажет, что британская общественность серьезно обеспокоена тем, что произошло в прошлом году.
«Кровожадная система»
Не подбирал слов и не прятался за словами о Южной России граф Денби.
В своей речи он указал, что знаком с «ужасной ситуацией в Украине, где все это происходит».
Лорд рассказал, что в Украине живет больше всего католиков России, и ему известно также ужасное отношение к епископам, священникам и другим группам местного населения.
«Не надо забывать, что все это является специальной политикой кровожадной и бездушной системы, которая толкает население к коммунизму», — заявил он.
В отличие от некоторых коллег, которые отрицали право палаты лордов обсуждать дела других стран, граф Денби выступал резко «за».
Он вспомнил, что даже Палата представителей США уже одобрила резолюцию по голоду в Украине.
В документе, который зачитал граф Денби, говорилось, что «несколько миллионов людей в Украинской Советской Социалистической Республике умерли от голода в течение 1932−1933 годов».
В американском документе, по словам графа, говорилось о том, что правительство СССР полностью осознавало масштабы трагедии и полностью контролировало систему обеспечения пищей населения.
«Однако правительство не сделало никаких шагов, чтобы избежать голода или облегчить его ужасные последствия. Напротив, власть использовала голод как средство уменьшить украинское население, а также уничтожить украинские политические, культурные и национальные права», — резюмировал граф Денби.
«Не наше дело»
А вот лорд Понсонби Шелбредский, хотя и не отрицал информацию коллег, но настаивал на недопустимости обсуждения внутренних дел других стран.
Если начать вмешиваться в дела России, говорил он, то неизвестно, где предел, и надо ли будет так же поступать и с другими европейскими странами.
Он также критиковал архиепископа Кентерберийского, который якобы беспокоится о жителях России, хотя другие страждущие во многих странах его так не беспокоят.
В какой-то момент, судя по стенограмме, между ними даже возник спор.
В целом дебаты очень своеобразно завершил граф Стенхоп, который заявил, что «это не дело нашего правительства вести дискуссии о внутренних делах иностранных государств».
Читайте также: