Мордобой в вечерних платьях, танец про армию, спектакль на музыку Цоя. Чем удивит IFMC-2018

Источник материала:  
25.10.2018 07:45 — Новости Культуры

В этом году на Международном фестивале современной хореографии в Витебске (IFMC) продолжат празднование его 30-летия, но уже с международным конкурсом. Поэтому события развернутся с невиданным до сей поры размахом, сообщили организаторы на пресс-конференции, посвященной форуму. В афише 20−25 ноября — «организованное безумие» Россини, магия цифр, масштабные постановки, музыка Цоя, перформанс с «мордобоем в вечерних платьях», ненормативная лексика в танце про службу в армии и многое другое.


Фото: Игорь Матвеев

«Увертюры Россини случаются раз в 150 лет»

XXXI Международный фестиваль современной хореографии IFMC начнется в Минске и закончится в Витебске. В обоих случаях — «Увертюрами Россини» в постановке Мауро Астолфи и исполнении Spellbound Contemporary Ballet.

Спектакль, посвященный композитору Джоаккино Россини, которого называют не иначе, как «зеркалом итальянский красоты», проходит в рамках мирового турне. С 2016-го по 2019-й его ставят на концертных площадках всего мира. Спектакль — часть программы празднования 150-летия со дня смерти Россини. Ее составлял национальный комитет, в который, в частности, вошли представители власти Италии и выдающиеся деятели культуры этой страны. При финансовой поддержке комитета — он оплачивает авиаперелет и доставку декораций — «Увертюры Россини» смогут увидеть в Беларуси.

В нашей стране труппа выступит в Минске на сцене Большого театра оперы и балета 20 ноября. 22 ноября спектакль увидят в Гомеле, а 25 ноября — в концертном зале «Витебск».

— «Увертюры Россини» случаются раз в 150 лет, — отметил заведующий отделом специальных проектов «Центра культуры «Витебск» Эдуард Чернивчан. — На спектакль надо идти хотя бы потому, чтобы полтора часа слушать красивую музыку. Музыку Россини. Ее не зря называют «организованным безумием». И увидеть изумительно чувственное танцевание — образец того, как нужно танцевать.

Мауро Астолфи входит в десятку сильнейших хореографов мира. «Основываясь на воспоминаниях современникив, он показал Россини живым человеком — с фобиями и страхами, — говорит о постановке Эдуард Чернивчан. — Композитор любил вино, женщин, еду, любил кутить, читать, отмечать, встречаться со своими гениальными коллегами. Это спектакль о том, как он страдал, как он не спал, как он творил. И то, что он сотворил, не удалось повторить больше никому. Неспроста говорят: Италия — это Россини».

Воплотить задуманное удалось через пластику тел, которой славятся танцоры Spellbound Contemporary Ballet. На витебской сцене они не впервые — кампания выступала на IFMC-2010. Талант хореографа и пластичность танцоров позволяют называть спектакль «красивым, неожиданным, чувственным и откровенным».

«Нас удивить очень трудно»

Самым обсуждаемым событием IFMC-2018, вероятно, станет международный конкурс — в этом году он особенно масштабный. На отборочный видеотур подали 99 заявок из Армении, Беларуси, Германии, Италии, Китая, Литвы, Молдовы, Польши, Украины.

— В Витебск, как в Мекку, слетается много новых предложений от коллективов, о которых мы раньше не знали, — говорит заместитель генерального директора по специальным проектам «Центра культуры «Витебск» Марина Романовская. — Мы видим очень большое количество молодых начинающих хореографов. Насколько они одарены или пробуют себя, покажет конкурс.

Уже сложились первых 5 блоков закрытого тура, который традиционно пройдет на двух площадках. Каждый — продолжительностью 40−45 минут. Предположительно, их будет не меньше десяти. Полный список участников организаторы огласят в ближайшее время.

Витебск на IFMC представят «Студия современного танца Дианы Юрченко» и «Свой почерк» Марины Кушнеровой.

— Когда смотришь конкурсные работы, трудно отказывать, потому что в каждой из них — откровение, — признается Марина Романовская. — За такое количество лет мы видели много, и нас удивить очень трудно. Чисто красивое танцевание уже не трогает. Эстетически красиво любоваться хорошими телами, но для участия в конкурсе этого мало. Особо ценны новые идеи.

На этапе отборочного тура экспертный совет потрясла работа Дениса Чернышова из Челябинска.

— Он был замечен на прошлом международном конкурсе, в 2016 году, — поясняет Марина. — Премии никакой не взял, но работа была очень яркой. Прошло два года, и нам показалось, что Денис провел их в российской армии. В 20-минутной постановке «Одуванчики» он проживает один день в армии. Это работа о том, как мгновенно кончается юность, как мгновенно юноша становится мужчиной, о физической боли и желании жить в мире.

Особенность работы в том, что танцор говорит и танцует, и это упрощает понимание современной хореографии.

— Танец — не калька слов, которые он произносит, — дополняет Эдуард Чернивчан. — Это внутреннее восприятие. Получилась честная и актуальная работа. Кстати, с использованием ненормативной лексики, но в данном случае очень органичным.

«Есть подозрение, что жюри будет работать до утра»

Отборочный тур еще продолжается, но уже понятно, что конкурсных работ больше, чем может осилить публика. «Такое уже бывало, — поясняет Марина Романовская. — Тогда мы делали два публичных концерта в разумных пределах зрительского внимания, а потом оставались и продолжали закрытый тур».

Конкурсная работа может длиться и несколько минут, и дольше, главное — не больше 20. «В этом году коротких работ очень мало, — продолжает Марина. — Работ по 20 минут много, и они хорошие. Есть подозрение, что жюри и экспертный совет, состав которых еще формируется, будут работать до утра, чтобы максимально объективно оценить конкурс».

Работы финалистов покажут в субботу, 24 ноября. На следующий день пройдет награждение победителей.

Гран-при IFMC-2018 составит 5700 долларов. Первая премия определена в размере 3500 долларов, вторая — 2300 долларов, третья — 1200 долларов. По итогам финала станут известны обладатели специальных премий — «За смысловое наполнение танца», «Постскриптум» и диплома имени Евгения Панфилова. Их общий призовой фонд — 2400 долларов.

«В программе много того, чего мы раньше себе не позволяли»

Афиша IFMC пестрит, говоря словами организаторов, «масштабными полотнами». После торжественного открытия фестиваля на сцену выйдут актеры Московского губернского театра под руководством Сергея Безрукова.

— Каждый драматический театр теперь имеет в репертуаре хотя бы один спектакль без слов. Это стало трендом, — поясняет Эдуард Чернивчан. — В театре Безрукова — это «Калигула» в постановке Сергея Землянского.

В основе пластической драмы — сюжет одноименной пьесы Альбера Камю, который перекликается с историческими материалами и содержанием художественных произведений других авторов.

— Мы переживали, как драмактеры впишутся в наш формат, — признается Марина Романовская. — В этом случае очевиден талант хореографа: он увидел пластику каждого актера, нигде не перешел грань и никого не поставил в неловкое положение. И сумел вылепить пластические образы каждого персонажа.

Организаторы признаются, что в этом году хотели сделать перерыв и не ставить в афишу выступление «Киев модерн-балета». Тем не менее, их выступление состоится. Более того — с небывалым размахом. Швейцарский грант позволил Раду Поклитару поставить пышный балет в двух действиях. «Спящая красавица» на музыку Петра Чайковского покажут в четверг, 22 ноября, в концертном зале «Витебск».

— Мы все знаем сказку Шарля Перро. Раду Поклитару превратил ее в современную хореодраму и так мастерски закрутил сюжет, что непременно хочется узнать, чем закончится дело, — говорит Марина Романовская.

Настоящую любовь король найдет через восемь столетий и за это время в его дворце появится немало сказочных персонажей.

— Фестиваль большой и дорогой, — отмечают организаторы. Труппы большие — от театра Безрукова едет 37 человек, от «Киев модерн-балета» — 34. Спектакли требуют серьезных декораций. Поэтому в этом году в программе много того, чего мы себе раньше не позволяли — благодаря спонсорам и партнерам.

Балет Евгения Панфилова и самый кассовый спектакль

Фестиваль снова порадует поклонников театра «Балет Евгения Панфилова» из Перми.

— Ребята прислали нам три работы, — рассказывает Марина Романовская. — Мы думали, что возьмем одну, а взяли все. Это отчасти продиктовано тем, что танцевальная кампания в прошлом году также отметила 30-летие.

Однако в вихре собственных юбилейных волнений это событие упустили. Сейчас намерены наверстать, ведь в этом году к тому же исполняется четверть века с того момента, как танцоры театра впервые приехали в Витебск. В этом организаторы фестиваля видят своеобразную магию цифр.

Выступления пермского театра запланированы на 23 и 24 ноября. «Tolstoy» — балет-сюита по мотивам произведений Льва Толстого в постановке лучших современных российских хореографов, среди которых Алексей Расторгуев, Константин Кейхель, Юлия Бачева. Алексей Расторгуев также представит хореографический спектакль «Паноптикум» — о пространстве, где время зациклено, а сила безвольна.

Самым кассовым, судя по предварительным продажам, стал спектакль-трибьют «Звезда 62 090», поставленный Сергеем Райником на основе музыки и стихов Виктора Цоя. Это посвящение легендарному музыканту и одновременно послание молодым, смелым и талантливым людям.

Выступлению «панфиловцев» будет предшествовать танцевальный перформанс Ольги Лабовкиной «Воздух».

Эта постановка принесла Ольге победу в конкурсе молодых хореографов на Международном фестивале современной хореографии Context. Diana Vishneva, проведение которого совпало с прошлогодним IFMC. Увидеть фрагмент работы можно будет на сцене театра имени Якуба Коласа 23 ноября.

«Перформанс стал мировым трендом, поэтому обойти этот жанр никак нельзя»

Достойные внимания публики события развернутся в фойе концертного зала «Витебск». В день открытия фестиваля Joshua Monten company из Швейцарии покажет танцевальный перформанс «Маленькая радость».

— Я не любитель перформанса. Но это стало мировым трендом, поэтому обойти этот жанр никак нельзя, — говорит Эдуард Чернивчан. — Молодое поколение хореографов и режиссеров старается уйти от привычных нам сценических форм. Современное искусство идет в жизнь. Задача перформанса привлечь внимание, заставить человека смотреть, думать, анализировать.

В отличие от большинства перформансов «Маленькая радость» не абстрактна и актуальна. Это разговор о том, с какой радостью и вдохновением мы уничтожаем других. Зритель увидит «мордобой воспитанных людей в вечерних платьях». Организаторы отмечают, что перформанс не имеет четких границ. И если кого-то из публики это зацепит, он вполне может поучаствовать в действе.

Остальные проекты в фойе КЗ «Витебск» статичны. На протяжении всего форума будет открыт фотопроект Анны Мойсеюк-Барковской «Диалог с собой» и выставка скульптур Андрея Воробьева «Пластика формы».

Именно этот скульптор первым откликнулся на идею Марины Романовской увековечить память Евгения Панфилова и доставил макет памятника — золотое яйцо с ладошками на постаменте. Первую работу, которую привез в Витебск хореограф из Перми, был монобалет «Остров». Он танцевал с яйцом, символизирующим жизнь человека от момента рождения до ухода.

Макет не стал памятником, зато его сделали частью выставки-инсталляции «Музей-архив», посвященной 30-летию IFMC. Дополненная, она продолжит работу и в этом году.

←Слишком голая для соцсетей: Facebook удалил видео с картиной Марка Шагала

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика