"Наш Достоевский". Что посмотреть в музее Кузьмы Чорного
Кузьму Чорного называли «нашим Достоевским» и вспоминали, что писатель всегда был за работой — даже когда начал терять зрение. О жизни белорусского классика, который стоял у истоков появления в белорусской литературе романа, можно узнать в литературном музее в Тимковичах (Копыльский район). Откуда взялся псевдоним и какие таланты были у Кузьмы Чорного помимо писательского — в сегодняшнем выпуске проекта «Музеи Беларуси вместе с БЕЛКАРТ».
Детство в деревне, арест и роман, написанный через трафарет
Музей был построен в 1962 году педагогами и учениками Тимковичской средней школы. Сначала он носил статус школьного, а в 1993-м стал государственным.
Почему он возник именно здесь? Сам писатель родился в имении Борки Копыльского района, где его родители, простые крестьяне, работали на пана Эдварда Войниловича. Мама Николая Романовского (настоящее имя писателя), ткачиха, очень хотела дать мальчику образование. Говорила мужу: «Неужели мы с тобой нашего Коленьку не пошлем в школу? Я буду день и ночь сидеть за станком, только чтобы сын учился».
В Борках школы не было, поэтому Романовские вернулись к себе на родину — в Тимковичи. Здесь писатель жил до 23 лет.
Кузьма Чорный окончил Несвижскую учительскую семинарию, а спустя несколько лет поступил на литературное отделение педагогического факультета БГУ. В 1923 году под статьей в газете «Савецкая Беларусь» впервые подписался псевдонимом, под которым известен сегодня. «Чорный» было уличным прозвищем его деда. Творческая натура, именно он привил внуку любовь к природе.
— Калі прыходзіла вясна, дзед заўжды браў унукаў у лес — у Скіп'ева ці ў Бушылава — і паказваў, як паўзе жучок, як хвоі гамоняць, як травінка да травінкі хіліцца. Нездарма ў Кузьмы Чорнага вельмі добра атрымлівалася апісанне прыроды ў творах, — рассказывает директор музея Людмила Нижевич.
Всего здесь пять залов. Один из них знакомит с детством и юностью писателя. Тут воссоздан интерьер крестьянской хаты и сельской школы — с лавками, грифельной доской. Другой зал посвящен творчеству Кузьмы Чорного в 1920—1930-е годы. Здесь можно увидеть стол, за которым работал литератор. Еще одна экспозиция посвящена военному периоду.
— Кузьма Чорны прасіўся на фронт, але здароўе было не тое, таму змагаўся з ворагам сваім пяром. У ваенныя гады ён, хоць і цяжка хворы, шмат працаваў і напісаў каля паўсотні артыкулаў і фельетонаў, тры раманы, падрыхтаваў да друку зборнік апавяданняў «Вялікае сэрца», — перечисляет директор музея. — Калі ён перанёс інсульт, стаў страчваць зрок, але не мог проста так ляжаць, ведаючы, што ідзе вайна. Таму браў аркуш паперы, клаў трафарэт і, намацваючы пальцамі літары, працягваў пісаць. Так ён стварыў раман «Пошукі будучыні».
Из воспоминаний писателя Павла Ковалева: «Калі не зойдзеш, абавязкова бачыш Кузьму Чорнага за сталом. Ён не губляў дарма часу, працаваў адначасова над некалькімі творамі, на стале ў яго ляжалі некалькі разгорнутых вялікіх сшыткаў. Пасядзіць колькі гадзін над адным, устане, паходзіць з кута ў кут па пакоі, а потым зноў ідзе да стала і бярэ ўжо ў рукі другі сшытак».
Здоровье писателя подорвал арест в 1937 году. Восемь месяцев Кузьма Чорный провел в тюрьме, подвергался пыткам. Его отец эту новость не пережил. О том, что сын репрессирован, он узнал от тимковлян на базаре. Сам не свой пришел домой, успел связать веник, после чего лег спать и не проснулся.
Драмкружок, балалайка и цветы на балконе
В музее можно услышать голос литератора, записанный на магнитную ленту, увидеть фотографии из семейного альбома, его рисунки, копии рукописей и первых изданий его произведений. Интересный экспонат — сборник рассказов «Вераснёвыя ночы» с двумя автографами. Один оставил Чорный, когда дарил книгу своему другу Владимиру Дубовке. Второй — Дубовка, когда передавал сборник музею.
Здесь есть скатерть, сотканная матерью Кузьмы Чорного, его пальто, самовар, карта Беларуси. Когда во время войны бомбили Минск и писатель покидал квартиру, эту карту он сорвал со стены в последний момент и забрал с собой. Она интересна тем, что была напечатана до 1939 года, когда рядом с Тимковичами проходила граница с Польшей. Карту музею подарил диктор районного радио Юревич, у которого она висела в кабинете. Многие экспонаты передала жена Кузьмы Чорного Ревека Сверановская, его соседи, Национальный архив.
— Кузьма Чорны быў празаікам, публіцыстам, драматургам, перакладчыкам. Але мы хацелі раскрыць яго не толькі як творцу, але і як чалавека чуйнай, адкрытай душы. Ён добра разбіраўся ў музыцы, разам з маці спяваў у хоры Скіпіёўскай царквы. Першы музычны інструмент пісьменніка — балалайка. Потым ён навучыўся іграць на фізгармоніі, піяніна. Яго сябры ўспаміналі, што, калі Чорны працаваў у Мінску ў рэдакцыі газеты «Беларуская вёска», заўсёды заказваў песні катрыншчыку, які праходзіў пад вокнамі.
Дочка литератора рассказывала, что он очень любил цветы и выращивал их на балконе столичной квартиры.
Кузьма Чорный участвовал в драмкружках. Например, когда учился в семинарии, исполнял роль Пусторевича в купаловской «Павлинке». В Тимковичах на каникулах читал свои фельетоны со сцены. В музее продолжают эти традиции — здесь вот уже 20 лет работает театральная студия «Искринка». Она готовит постановки по произведениям Кузьмы Чорного. Например, на повесть «Насцечка». Героям книги по 12 лет — столько было дочке писателя, когда он создавал эту повесть. Среди актеров есть и дети, и взрослые: учителя, рабочие, библиотекарь, сельхозработник.
Для малышей при музее работает театр фланелеграфии (мини-спектакли в нем ставят с помощью картонных персонажей). А посетителям постарше предлагают пройти квесты по жизни и творчеству писателя.
Адрес музея: Минская область, Копыльский район, деревня Тимковичи.
График работы: среда - воскресенье с 9.00 до 18.00, обед с 13.00 до 14.00.
Цена билета: для взрослых — 1,50 рубля, для школьников — 75 копеек. Экскурсионный билет — 3 рубля.
Справка о проекте
Организатором проекта «Музеи Беларуси с БЕЛКАРТ» выступает национальная платежная система БЕЛКАРТ при информационной поддержке TUT.BY и Министерства культуры Республики Беларусь. Проект является социальным и создан с целью популяризации музейного дела в Республике Беларусь. Его главная задача — информирование общественности о национальном и культурном наследии страны.