Монголо-татары все же нападали на Белую Русь. Как археология корректирует нашу историю?
15 августа в Беларуси отмечают День археолога. Чем занимаются эти ученые? Только раскопками? Какое знание хранит земля под ногами? О девяти значимых местах раскопок, а также о готах, которые жили неподалеку от Бреста, и монгольских кочевниках, все же нападавших на Беларусь, нам рассказал археолог Виталий Ашейчик.
Почти четыре года Виталий Ашейчик работал в Национальной академии наук Беларуси — научным сотрудником в отделе сохранения и использования археологического наследия Института истории. Археологии посвящены его дипломная работа, магистерская диссертация, тема кандидатской, а также значительная часть жизни.
В чем заключается работа археолога?
Это не только раскопки, как может показаться со стороны. Или так: не сразу раскопки, говорит Виталий. Сперва ученые изучают архивы, если сохранились какие-либо исторические источники по нужному периоду, а также литературу по теме.
— Нужно ознакомиться с тем, что уже сделано в археологии до тебя, понять, какие вопросы остались неотвеченными, и сформулировать свои.
Прежде чем запланировать полевые исследования, археологи изучают публикации и архивные отчеты специалистов, работавших до них.
— Чтобы понять, что было сделано, а что — нет.
Затем, перед тем как заняться полноценными раскопками, археологи проводят разведки.
— Они имеют разную форму. Самая простая и часто самая эффективная — мы ходим по полям и внимательно смотрим под ноги, что там лежит, а также обращаем внимание на форму рельефа. Какие-то археологические памятники, например, городища или курганы, выделяются в рельефе. Некоторые полностью находятся под землей, но есть признаки, по которым можно предположить их наличие.
Что это за признаки? Например, предыдущий опыт раскопок указывает на то, что часто поселения размещались рядом с водой, на берегах рек и озер. Соответственно, археологи ищут там. Либо артефакты могут находится прямо на поверхности — нужно просто к ним присмотреться.
— Есть стереотип, что археологам нужно копать глубоко, но это не всегда так. Потому что в игру вступают природные геологические процессы. Все зависит от условий накопления осадков. Если какой-то артефакт упал на дно озера, скорее всего, он быстро покроется слоем минеральных или органических осадков. Но, например, на песчаном берегу реки накопление осадков происходит медленно, почва может нарастать всего по несколько сантиметров или десятков сантиметров за тысячелетия. В то же время происходит ее эрозия. Во многих случаях даже очень древние артефакты можно найти на обычном перепаханном поле.
Во время разведок археологи могут закладывать шурфы.
— Это небольшой пробный раскоп размером, например, метр на метр. Так мы определяем пласты земли, смотрим, содержат ли они какие-то находки. На основании этого делаем вывод, есть ли перспектива вести здесь дальнейшие исследования.
Виталий подчеркивает: раскопки проводят не для того, чтобы найти интересные предметы и пополнить ими фонды музеев. Это, скорее, побочный эффект работы археологов.
— С помощью раскопок мы ищем информацию о прошлом, об обществах, которые в нем остались. Все, что мы находим, является ценным источником информации, строительным материалом, из которого мы «возводим» свое знание об ушедших эпохах.
После раскопок все найденные артефакты ученые анализируют и интерпретируют. Затем оформляют результаты исследования в виде отчетов, научных статей или даже книг, которые через некоторые время, возможно, будут изучаться новым поколением археологов.
Что такое археологический артефакт? Чтобы было максимально понятно, Виталий проводит параллели с настоящим временем, которое когда-то станет прошлым.
— Человек жил, как мы сейчас с вами, и в процессе жизнедеятельности оставлял следы. Мусор, например. Сегодня его централизованно вывозят на свалки. Через какое-то время, уверен, ученые будут проводить раскопки там. Такие проекты, кстати, были известны в 20-м веке. В социологических целях археологи изучали свалки города и сопоставляли данные, полученные из социологического и археологического исследований.
Например, во время опросов люди говорили социологам, что они выпивали, например, одну банку пива в неделю. Но содержание их мусорных корзин утверждало, что это далеко не так.
В каменном веке все отходы люди оставляли на том же месте, где и обрабатывали материал. Например, они разделывали животное, чтобы приготовить еду. Когда ломался кремневый нож, они не несли его в несуществующий мусорный контейнер, а выбрасывали прямо на месте. Через тысячи лет на это место пришли археологи, обнаружили артефакты и смогли их интерпретировать — восстановить быт того времени.
Виталий рассказывает: у археологов не принято сравнивать артефакты по их значимости. Зачастую мелкая невзрачная находка может изменить представление науки о прошлом, говорит археолог.
В подтверждение своих слов Виталий приводит пример: 10 лет назад в Денисовой пещере (Алтайский край, Россия) проводились раскопки. Археологи, казалось, нашли множество стандартных артефактов: каменные орудия труда, остатки костей.
— Через какое-то время специалисты вновь обратились к найденным артефактам, просеяли их и обнаружили среди них несколько маленьких фрагментов человеческой кости. Эти фрагменты отправили на ДНК-анализ — так открыли новый, неизвестный до этого вид человека, которого называют «денисовским». Это пример того, как невзрачный на вид артефакт может серьезно скорректировать наше представление о прошлом.
Поэтому, говорит Виталий, в День археолога уместнее рассказать не о конкретных находках ученых, а о местах — археологических памятниках, которые содержат ценность как для белорусской археологии, так и белорусского общества.
— Это было нетривиальное задание — сформулировать 9 пунктов. 90 было бы проще, — улыбается Виталий. — Потому что археологических памятников в Беларуси — тысячи исследованных и еще десятки тысяч неисследованных, которые неизвестно что в себе таят.
1. Бердыж и Юровичи
Остатки стоянок древних охотников на мамонтов. По найденным артефактам ученые смогли восстановить быт древнего человека, жившего на территории Беларуси.
— Номер один в этом списке — известные каждому, кто учился в школе, стоянки Бердыж и Юровичи. Они были открыты во второй половине 1920-х годов прошлого века. Их исследование в первую очередь связано с именем Константина Михайловича Поликарповича. Это самые ранние из известных на данный момент стоянок древнего человека, располагавшихся на современной территории Беларуси.
Эти места относятся ко времени верхнего палеолита. В них жили древние охотники на мамонтов. Отдельные артефакты, найденные в Бердыже, указывают, что территория нашей страны могла быть заселена еще в более раннее время, в эпоху среднего палеолита. Тогда первым человеком, который ступил на нашу землю, был неандерталец.
2. Кривинский торфяник
В этих местах ученые обнаружили множество предметов органического происхождения, которые дали представление о том, каким было искусство и духовная жизнь первобытного времени.
— Кривинский торфяник — достаточно уникальное место не только для территории Беларуси, но и всего региона Восточной Европы. Это большое озеро, а ныне осушенное болото на границе Бешенковичского и Сенненского района, где располагалась группа поселений эпохи неолита и бронзового века (4−2 тысячи лет до нашей эры).
В культурных слоях этих памятников, погребенных под торфом, хорошо сохранилась органика, возраст которой составляет 4−6 тысяч лет. Помимо стандартных кремневых орудий, керамики, которые можно найти и в других местах, на Кривинском торфянике (например, в Осовце-2) была обнаружена большая коллекция изделий из кости, дерева, янтаря и прочих вещей. Они позволяют узнать, каким было первобытное искусство, а также какие предметы человек использовал в духовной жизни.
3. Шахты по добыче кремня у современного поселка Красносельский
Один из самых ранних памятников древней «горнодобывающей промышленности».
— Шахты были открыты в 1920-е годы, а исследовались они после войны. Их уникальность в том, что это один из самых ранних памятников древней «горнодобывающей промышленности». До того как появились металлы, люди использовали кремень как основное сырье в производстве орудий труда. В Европе есть похожие объекты, но они встречаются очень редко, тем более такие крупные.
Около Красносельского существовали тысячи шахт. Этот центр по добыче кремня существовал долго, на протяжении 3−2 тысячелетий до нашей эры. К сожалению, он сейчас по большей части уничтожен в ходе добычи мела для местного цементного завода.
4. Бескурганный могильник Брест-Тришин
Этот памятник рассказал ученым о том, что на территории Беларуси некогда жили древние германцы — готы (хотя советская идеология этот факт отрицала).
— Бескурганный могильник был открыт в конце 1950-х годов. Исследовался в 1960—1970-е московским археологом Юрием Владимировичем Кухаренко. Памятник датируется 170−270 годами нашей эры. Этот могильник связывается с носителями так называемой вельбарской культуры, которую отождествляют с племенным союзом готов.
Готы — это известный древний германский народ, который завоевывал Рим, переселялся в Испанию и современную Африку. Их родина располагалась на берегах Балтийского моря. В какой-то момент они начали движение на юг. Отдельные группы готов проникали на современную территорию Беларуси, в Побужье. На берегах Муховца во второй половине 2-го века обитало несколько племен готов, которые здесь жили и, естественно, умирали. Хоронили их тут же, на месте. Это говорит о том, что территория Беларуси была вовлечена в миграционные и исторические процессы европейского масштаба.
С открытием этого памятника связана идеология. К сожалению, археология в 20-м веке не раз становилась средством манипуляции. В советское время говорить о том, что на территории СССР проживали германцы, было достаточно смелым поступком. Это вызывало непринятие в научной среде. Но это важно, потому что показывает, что здесь жили не только славяне, но и другие народы.
В могильнике ученые находили украшения, посуду, другие предметы быта. В дохристианское время на нашей территории в могилы людям клали вещи, которые они использовали в повседневной жизни, либо те, которые должны были пригодиться в загробной жизни. Го́тов из Брест-Тришина сжигали, на погребальный костер вместе с ними шли их вещи. По этому мы можем восстановить их материальную культуру.
5. Городище Масковичи Браславского района
Здесь были найдены предметы с псевдоруническими надписями, что говорит о вовлеченности территории современной Беларуси в глобальные миграционные процессы.
— Городище известно еще с 19-го века, наиболее активные исследования памятника проводила Людмила Владимировна Дучиц в 1970—1980-е годы. Культурные слои этого городища сохранили материальные остатки разных культур железного века. Наиболее значимый момент связан с ранним Средневековьем — 11−13-м веками, когда это место могло быть либо порубежной крепостью Полоцкого княжества, либо какой-то торговой факторией.
Самый яркий комплекс находок оттуда — более 100 костей и костяных предметов с различными рисунками и надписями. Надписи были сделаны руническим письмом. Правда, это был не настоящий скандинавский язык, а псевдо. То есть люди копировали знаки в бессмысленном порядке. Скорее всего, какой-то человек, сделавший их, научился от кого-то технике и просто подражал, утратив связь с носителем языка.
Вообще эпоха Средневековья, как и вся история человечества, — это постоянная миграция. Люди всегда перемещались по планете, ездили торговать, искать лучшую долю, ходили с военными походами. Миграция — не новое изобретение. Если были такие находки, значит, и территория Беларуси была вовлечена в глобальный миграционный процесс.
6. Городище Ви́щин Рогачевского района
Одно из доказательств того, что территория Белой Руси все же подвергалась нападениям монгольских кочевников.
— Это частный феодальный замок 12−13-го веков. В 1970−1980-х годах его исследовал Эдуард Михайлович Загорульский. Что примечательно, прекращение жизни замка связано с военным эпизодом. Он был разрушен в результате нападения, вероятно, монголов. В культурных слоях сохранилось огромное количество материла. Люди жили, потом в один день жизнь жизнь прекратилась — и все осталось там.
Археологи обнаружили большое количество предметов повседневного быта, украшений, оружия. Еще это место известно тем, что в замковой стене был найден так называемый Ви́щинский клад. Он состоял из серебряных украшений, изготовленных в редких техниках. Кроме того, содержал денежную часть. В то время в обращении не было монет, поэтому платежным средством было серебро. В кладе оно лежало прямо кусками — гривнами. Ви́щинский клад содержит в себе все три типа гривен, которые ходили на территории Восточной Европы в то время.
Этот археологический памятник, а также, например, городище Свислочь в Осиповичском районе позволяют скорректировать наше представление об истории, известной по письменным источникам.
Свислочь погибла в результате военного нападения — была сожжена. По составу предметов, вооружения можно однозначно сказать, что нападение совершили примерно в середине 13-го века степные кочевники-монголы.
В учебниках пишут, что Беларусь не подвергалась нашествию монголо-татарских кочевников. Но этот факт в совокупности с другими помогает скорректировать этот тезис. Археология приводит свидетельства, которые помогают дополнить историю или даже по-другому на нее взглянуть.
7. Средневековый город Берестье
Хорошо сохранившийся памятник, который позволяет увидеть, какими были средневековые города.
— Впервые город упоминается в 1019 году. В 1970−1980-е годы его раскопал Петр Федорович Лысенко. Раскопки вскрыли деревянные остатки домов, улиц. Некоторые дома сохранились до высоты в 12 венцов. Это один из немногих объектов Беларуси, который стал музеем, где можно посмотреть на остаток средневекового города.
8. Берестяные грамоты
Опровергают миф, что письменность была «уделом» только богатого населения.
— У нас их сохранилось всего три: витебская, найденная в 1959-м, и две мстиславские, обнаруженные в 1980-м и 2014-м годах.
Почему я их отметил? Это интересное явление средневековой культуры нашего региона. Они в какой-то степени опровергают миф, что письменная культура была частью только элитной культуры. Якобы письменность была недоступна широким слоям населения.
Берестяные грамоты — пример повседневной письменности горожан. Это записки, которые люди передавали друг другу. Они помогают взглянуть на аспекты жизни наших предков непосредственно, минуя фильтры официальных письменных источников. Из них мы смогли узнать особенности социальной организации жизни, торговли.
9. Куропаты
Именно археологические раскопки позволили подтвердить рассказы местных жителей и письменные источники, что здесь расстреливали людей в сталинское время
— Место массовых расстрелов в 1930-х — начале 1940-х годов. Безусловно, это место важно как для белорусской истории 20-го века, так и современности. Важную роль сыграли археологи, которые участвовали в работе Государственной комиссии, занимавшейся эксгумацией жертв.
Результаты, полученные в результате раскопок, позволили выяснить обстоятельства смерти людей, датировать эти эпизоды. Также они лежат в основе расчетов про численность убитых и погребенных в Куропатах.