Художника Андрея Карпенкова вдохновляет малая родина
«…Дом моей бабушки стоял у криниц, был окружен пышными кустами сирени, со двора открывался красивый вид на поле…» – так вспоминает свое детство наш земляк, художник, преподаватель Минского государственного художественного колледжа имени А.К.Глебова Андрей Карпенков.
Семья уехала из Чечерска в 90-х, но память о малой родине осталась. Наблюдая живописные пейзажи, будущий творец с ранних лет начал замечать красоту окружающего мира, научился передавать ее кистью и красками в своих работах. К слову, наше знакомство состоялось заочно. Довелось гостить у инвалида детства Татьяны Василенко, которая пострадала в связи с военными действиями в период Великой Отечественной. В ее квартире я увидела картину и заинтересовалась автором. Татьяна Яковлевна рассказала, что ее племянник Андрей талантливый художник и педагог. Его работы находятся в частных коллекциях Беларуси, Польши, Литвы, Англии, Болгарии, Китая. Он награжден Грамотой Министерства культуры Беларуси и Почетной грамотой профсоюза работников культуры. На просторах интернета можно найти немало картин нашего земляка. Несмотря на расстояние общение, у нас получилось позитивное.
– Как появляются идеи? – задаю традиционный вопрос.
– В последние лет 10 я много преподаю, работал с детьми, с молодежью в колледже имени А.К.Глебова и Белорусской государственной академии искусств. Общение со студентами всегда вдохновляет, стимулирует на поиски новых тем и методов работы. Также я довольно часто выезжаю на пленэры в Беларуси, Польше, Чехии. Это приносит свежие впечатления от природы и атмосферы городов. Днепр, Буг, Варта в разные времена года не могут не вдохновлять. Тема города, образы современной и старинной архитектуры тоже мне интересны как художнику. Кроме того, всегда наполняет идеями общение с коллегами-художниками, посещение музеев, галерей и исторических мест.
В мастерской я работаю над более философскими циклами-размышлениями. Это чаще абстрактные работы, не совсем реалистичные. Мне близка эстетика экспрессионизма во всем ее разнообразии. Поэтому есть циклы с изображением букетов-«всплесков» в технике дриппинга (разбрызгивания, авт.) или инфант, как бы «подсмотренных» сквозь поток времени. Были циклы, где главным героем стал стол-сцена, а предметы на нем жили своей особой жизнью. И эти работы написаны достаточно реалистическим языком.
– Впечатляет тематическое и стилистическое разнообразие. А приходилось ли сталкиваться с творческими кризисами?
– Как и у любого художника у меня бывают такие периоды. Но они скорее и подталкивают к развитию, поиску себя, не дают стоять на месте. Рецепта как выйти из творческого застоя у меня нет. В такие моменты много «думаю с карандашом в руках» – делаю графические зарисовки, просматриваю альбомы художников, наблюдаю. И прихожу к решению, какая тема, проблема мне сейчас интересна. А в какие формы это выльется и каким языком будет рассказано – это уже следующие шаги.
– Что Вас связывает с малой родиной?
– К сожалению, сейчас я довольно редко бываю в Чечерске. Когда приезжаю, то провожу время с родственниками, вместе мы гуляем по окрестностям. Я люблю фотографировать то, что вижу, поэтому на память всегда остается много снимков. Был бы очень рад устроить в Чечерске, например, выставку или поучаствовать в пленэре. В общем открыт к диалогу и сотрудничеству с родным городом.
Лидия ХОРОШИЛОВА.