Раскопки около Нового замка в Гродно: уникальные находки и жалоба в прокуратуру
Раскопки около Нового замка начали из-за того, что на территории исторического комплекса будут прокладывать коммуникации. Археологи до этого времени землю здесь не исследовали. А зря — уже есть уникальные находки. Например, в одном из раскопов нашли фрагменты каменной кладки предположительно XII века. И это может быть настоящей сенсацией.
Работы на территории Нового замка проводятся под археологическим надзором Института археологии НАН Беларуси. Но не обошлось и без скандала.
Представители общественной организации «Беларускае добраахвотнае таварыства аховы помнікаў гісторыі і культуры» подали заявление в Гродненскую прокуратуру. В нем говорится, что изначально работы на территории историко-культурной ценности второй категории проводились без должного контроля и археологического надзора, «что приводит к вывозу культурного слоя без фиксации в нарушение Кодекса о культуре, одна из статей которого предусматривает фиксацию археологических объектов, выявление неучтенных археологических объектов и их фиксацию».
Активисты упирают на то, что на территории Нового замка работала строительная техника, в то время как по законодательству не должна была.
Общественная организация просит прокуратуру провести проверку, чтобы выяснить, соблюдались ли со стороны заказчика и подрядчика законодательство.
Директор Гродненского историко-археологического музея Юрий Китурко
говорит, что все работы проводились по закону и правильно.
— Строительная техника подняла только самый верхний дерн, все остальное делают археологи вручную. Культурные слои не повреждены. Вот здесь, видимо, просто подсыпали землю, — говорит Юрий Китурко и показывает на первый шурф, — а вот здесь уже были находки поинтереснее.
Например, археологи нашли около 30 свинцовых пломб, которые крепились на товары и служили защитой от несанкционированной конфискации или подмены. Это круглые пластины с разными узорами. Археологи говорят, что находки датируются XII—XIV веками. Подобные пломбы раньше находили и в других старинных белорусских городах, однако не в таких количествах. И в этом тоже состоит уникальность гродненских находок. Но несколько дней назад археологи нашли что-то еще более стоящее.
— Это может быть настоящей сенсацией, — говорит одна из историков, показывая на часть кирпичной кладки, которая показалась в углу одного из шурфов. — Стена, которую мы обнаружили — из плинфы. Она ориентирована с востока на запад, что характерно для церковных построек. Рядом с ней обнаружено много валунов. На данный момент мы выявили три уровня, — говорит старший научный сотрудник отдела сохранения и использования археологического наследия Института истории Национальной академии наук Беларуси Анастасия Костюкевич.
Что это за сооружение, пока говорить рано. Также пока невозможно точно определить возраст постройки — культурные слои в этом месте перепутаны. Археологи осторожно предполагают, что найденный эпизод стены был частью старинной церкви. Предположительно, она была построена в XII веке.
Косвенно об этом говорят и другие находки. Например, по периметру постройки были найдены битые голосники, которые использовались при строительстве культовых сооружений.
В то же время проходят раскопки на территории Старого замка. Само же средневековое сооружение приобретает несколько другой вид, чем к которому привыкли гродненцы. Сейчас ведутся работы во въездной башне и галерее.
Что касается брусчатки, которую нашли во дворе Нового замка, то вряд ли ее будут восстанавливать, как когда-то предлагал председатель Гродненского облисполкома Владимир Кравцов.
— Может быть, когда будет проект реконструкции Нового замка, в его дворе появится мостовая… — говорит директор музея.
Пока камни аккуратно сложены во дворе Старого замка. По заверениям Юрия Китурко, «они никуда отсюда не денутся».
Напомним, реконструкция Старого замка долгое время вызывает споры в академических кругах. Проект, по которому сейчас ведутся работы, оставляет у группы белорусских историков вопросы. Эскиз реконструкции разработал минский архитектор Владимир Бачков, который в 80−90-е годы прошлого века занимался предпроектными исследованиями. Сейчас именно его проект принят в работу.