Секс, невинность, ПТУ. Почему стоит сходить на спектакль "С училища"

Источник материала:  
07.06.2018 12:21 — Новости Культуры

Учащаяся ПТУ Танька (в спектакле ее заведение становится колледжем) влюбляется в своего преподавателя по философии. А тот решает поспорить со своим приятелем на невинность девушки. Так начинается пьеса белорусского драматурга Андрея Иванова «С училища», которая, без преувеличения, прогремела на всю театральную Россию. TUT.BY сходил на первую постановку этой пьесы в Беларуси и выяснил, почему на нее стоит обратить внимание.


Танька (Анна Семеняка) и Сережа (Артем Курень). Фото: Игорь Чищеня

Пьесу «С училища» я прочитал за день до премьеры. Скажу без преувеличения: этот текст меня потряс. Пьеса открывала страшный, жестокий мир своеобразного «подземного царства», где властвовала животная сила, а интеллект и логика подчинены страстям и бессознательным желаниям. История, начинавшаяся с легкой шутки, превращалась в античную трагедию. Недаром в интервью TUT.BY драматург признавался, что хотел «создать античную трагедию в современных декорациях».


Танька (Анна Семеняка). Фото: Игорь Чищеня

Отсылки к античности и обыгрывание ее мотивов присутствуют уже в сценографии Андрея Жигура. Пять бюстов античных философов, выполненных в стиле того времени, все время находятся на сцене и зачастую подвергаются разнообразным формам насилия. Их перекидывают друг другу во время выяснения отношений, на них появляется кровь. А еще на скульптурах романтично зажигаются свечи, подставки под ними даже служат ложами для любовных утех. Впрочем, бюсты еще и символизируют растоптанные мечты главного героя, который преподает в колледже философию студентам, а им она совершенно не интересна и не нужна.


Танька (Анна Семеняка). Фото: Игорь Чищеня

Режиссер Александр Марченко по максимуму использовал имеющуюся в его распоряжении территорию: действие разворачивается попеременно в двух пространствах: непосредственно на сцене перед зрителями — и в одной из соседних комнат, которую мы видим с помощью видеокамеры. Через проекцию на экран зрители видят квартиры отца Таньки и матери Сережи, также барбершоп, где и начинается действие спектакля. Впрочем, камера работает и в зале, выводя на экран как эмоции героев крупным планом, так и чат, где общаются некоторые из них. Перебивка на экране различных сцен остроумно сопровождается шумом воды, спускаемой из туалетного бачка.

В пьесе развитие сюжета определяется отношениями внутри любовного треугольника. Речь о Таньке (Анна Семеняко), Сереже (Артем Курень) и Косте (Максим Брагинец). Последний возвращается с зоны и предъявляет права на Таньку. В спектакле этот треугольник весьма формален.


Костя (Максим Брагинец). Фото: Игорь Чищеня

Прежде всего героя Максима Брагинца можно увидеть в спектакле не так уж и часто. Когда Костя, одетый по последней пацанской моде (кепочка завершает его цельный образ), приходит к отцу Таньки (Александр Молчанов), то практически не попадает в кадр видеокамеры (мы лишь видим, как от его мощных ударов достается портрету Александра Солодухи и белозубой улыбке певца). А в эпизодах, когда Костя общается с Танькой или Сережей, он словно находится в состоянии глубокого аффекта. Даже не верится, что так себя ведет зек, отсидевший за убийство, вернувшийся с зоны и узнавший, что его не дождались.

Казалось бы, Артем Курень с его типажом интеллигента — едва ли не идеальный кандидат на роль преподавателя философии. Но вот биография Сережи во время спектакля для меня так и не выстроилась. «Какой бы романтичной и трогательной ни была героиня „С училища“, она усвоила схемы, образцы насилия и не умеет поступать иначе», — говорил в интервью TUT.BY драматург. Проблема героя Артема Куреня как раз в том, что его характер вовсе не нужно ломать. Несколько хлипкий, чуть экстатический, да еще и временами неврастеничный Сережа — идеальный кандидат для модели отношений, которую предлагают ему окружающие.


Сережа (Артем Курень). Фото: Игорь Чищеня

В дружбе он тянется к абсолютно уверенному в себе и циничному Славику (Дмитрий Мухин) — с которым Сережа, собственно, и заключает сделку о Таньке — поскольку хочет быть таким, как он. В любви ему нужна такая женщина, как Танька, которой достаточно проявить хоть чуточку воли, чтобы подчинить его. Но характер Сережи во время спектакля не меняется. Поэтому и дружеские, и любовные отношения с его участием, увы, несколько предсказуемы, а наблюдать за совращением интеллигента не всегда интересно.

Не все однозначно и с главной героиней. Разумеется, Танечка в интерпретации Анны Семеняки — это никакая не гопница. Актриса честно пытается сквернословить, но до конца в предложенный образ так и не вживается. В результате матерный лексический запас героини и ее образ создают определенный диссонанс. Впрочем, от яркой героини Анны Семеняко исходит очень сильная энергетика, природная, во многом разрушительная мощь. Она, безусловно, доминирует во всех отношениях: как с отцом, так и со своей потенциальной свекровью Ларисой (Людмила Сидоркевич). В результате изначальные акценты, заложенные в пьесе, немного смещаются, что, впрочем, вполне допустимо.


Танька (Анна Семеняка) и Егор (Александр Молчанов). Фото: Игорь Чищеня

Во многом Тенечка — дочь своего отца Егора, чью роль блестяще воплотил на сцене Александр Молчанов. На сцене Купаловского этого, без преувеличения, выдающегося белорусского актера приходилось видеть в самых разных ролях. Сразу вспоминается одна из его визитных карточек — образ музыканта Сымона в «Сымоне-музыке». В спектакле «С училища» Молчанов сыграл его противоположность: простого, земного мужика. Отчасти хитреца, пытающегося манипулировать дочкой, желающего ей счастья и при этом являющегося удивительно наивным в своих представлениях об этом счастье и в категориях справедливости и честности. Роль Егора продемонстрировала широчайший диапазон Молчанова и стала его настоящим успехом. Даже жаль, что участие его героя в спектакле ограничилось всего одним эпизодом.


Егор (Александр Молчанов). Фото: Игорь Чищеня

Какая же общая оценка спектакля? С античной трагедией по накалу его все-таки не сравнишь. Для меня премьера «С училища» — это белорусская, более интеллигентная и мягкая интерпретация пьесы. А сюжет представляет собой яркую экспрессивную историю о харизматичной девушке и двух мужчинах-слабаках, каждый из которых, в принципе, получил то, что заслуживал. «Вас через силу надо любить: любить и п*здить, п*здить и любить», — говорит Танька. Но тогда в финале спектакля (обойдемся без спойлера) нет особой нужды. Развивайся события в реальной жизни, все герои с такими характерами вполне могли жить долго и счастливо (уточню, что в пьесе все немного по-другому).


Танька (Анна Семеняка) и Сережа (Артем Курень). Фото: Игорь Чищеня

Впрочем, после спектакля думалось не только об этом. В России Андрея Иванова за пьесу «С училища» номинировали на премию «Золотая маска» (за лучшую работу драматурга). Премьера спектакля по этой пьесе прошла в московском театре имени Пушкина. А вот в современной Беларуси произведения такого высокого уровня нечасто ставят в государственных театрах. Скорее, в немногочисленных частных проектах.

Характерно, что премьера «С училища» прошла в рамках проекта «ТОК» Центра визуальных и исполнительских искусств «АРТ Корпорейшн». Режиссер и четверо из семи актеров работают в одном и том же коллективе — Республиканском театре белорусской драматургии. В его афише (как и в афишах других гостеатров) такой пьесы будет сильно не хватать.


Фото: Игорь Чищеня

«С училища»

Пьеса: Андрей Иванов

Режиссер: Александр Марченко

Художник: Андрей Жигур

Художник по свету: Иван Гусев

Режиссер и оператор видео, Live-проекция: Игорь Вепшковский

Звук: Ксения Корольчук

Видео: Екатерина Чекатовская

Следующие показы: июль 2018 года (даты уточняются)

←Панк, который ограбил банк - и сдался 28 лет спустя

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика