"Ворота Минска" и "Дом со шпилем". Как выглядят знаменитые минские здания с фасада и с тыла
Человека встречают по одежке, здания — по фасаду. Как выглядят ГУМ и Оперный театр, «Ворота Минска» и «Дом со шпилем», знают или хотя бы представляют большинство минчан. Что спрятано за их фасадами — для многих загадка. TUT.BY прошелся по знаковым столичным зданиям и показал их в двух ракурсах — парадном, а также спрятанном от людских глаз.
«Дом моделей«
Первый столичный Дом моделей открылся в 1948 году на улице Советской. Но индустрия стремительно развивалась. Каждый год разрабатывалось и внедрялось в производство более 2,5 тысячи моделей, поэтому белорусским модельерам потребовалось новое здание. Его спроектировал Василий Геращенко, для которого здание стало главным проектом все жизни, а рабочие чертежи делали молодые архитекторы. Для того времени (1968 год) это было новаторское здание: в потолок было вмонтировано освещение, в здании установили электронную машину для подсчета площадей лекал.
А через 11 лет на здании появился барельеф «Солидарность» Анатолия Арцимовича. К моде работа никакого отношения не имела, но борьбу за светлое будущее никто не отменял.
«Дома с мозаиками»
В 1970-е годы в районе современной Национальной библиотеки началось строительство микрорайона «Восток-1″, который спроектировал архитектор Георгий Сысоев. Под его проект художник-монументалист Александр Кищенко создал на высотках четыре мозаичных панно — четыре посвящения Минску: город-герой, город культуры, город-строитель и город науки.
Рисунки Кищенко дублировались на картоны, которые делались в натуральную величину. Готовые «выкройки» обводились по контуру на стене. Каждое панно выкладывалось из разноцветных квадратиков смальты.
Вдова Кищенко, художник-керамист Нина Кухаренко, рассказывала TUT.BY, что идею создания масштабных картин на стенах жилых домов утвердили не сразу: «говорили, что мозаики будут отвлекать водителей и провоцировать аварии». Но Кищенко сумел убедить чиновников в обратном.
ГУМ
В 1933 году советское правительство решило создать в крупных городах страны образцовые универсальные магазины. В Москве и Ленинграде еще до революции имелись крупные торговые площадки, а в Минске для торговли решили использовать здание бывшего Польского банка. Весной 1934-го именно в его здании в Минске открылся ГУМ. Но в первые дни войны магазин был разрушен немецкой бомбой.
Как магазин ГУМ был восстановлен сразу после освобождения, но первые торговые точки были рассеяны по всему городу. Первые дощатые ларьки и палатки стояли на Комаровском и Суражском базарах. Строительство нового здания завершилось в 1951 году. Первых покупателей ждали ажиотаж, огромные очереди, которые каждое утро выстраивались до площади Свободы, и конная милиция, которая усмиряла толпу.
«Ворота Минска»
Вскоре после окончания Второй мировой войны напротив железнодорожного вокзала начали возводиться два жилых дома, которые получили неофициальное название «Ворота города». Их строили пленные немецкие солдаты, а создавал проект коллектив во главе с именитым московским архитектором Борисом Рубаненко.
Архитектор Юрий Градов предполагал, что Рубаненко «сделал реверанс в сторону исторической памяти»: две башни были как на дореволюционном вокзале, так и на Минском замчище.
Еще в начале 1960-х квартиры в домах были коммунальными. А вот теперешние квартиранты — владельцы элитного жилья. Некоторые горожане даже могут выходить на огромную лоджию, которую образует башенный выступ.
Дом на Немиге
Еще в 1960-е годы в этом районе можно было застать малоэтажную застройку с узкими улочками, магазинчиками и лавками на первых этажах, уютными двориками с развешанным бельем. Но Немигу решили сделать главным дублером Ленинского проспекта (современный проспект Независимости) и постепенно, с 1975-го до 1989-го, вдоль новой магистрали вырос новый дом.
Громадину протяженностью 400 метров спроектировал Сергей Мусинский — главный архитектор проекта по застройке Немиги. Два исторических района города (Раковское предместье и Низкий рынок) были разрезаны улицей и новым домом навсегда.
«Дом под шпилем»
Здание на пересечении улиц Коммунистической и Красной от первого до последнего кирпичика было связано с армией. Строили его в первой половине 1950-х немецкие военнопленные, первыми жильцами были офицерские семьи, а через дорогу находился штаб Белорусского военного округа — одного из самых мощных в СССР (теперь это здание Министерства обороны). Удобное расположение, высокие потолки и толстые стены, за которыми прохладно зимой и тепло летом, сделали дом элитарным советским жильем.
Кстати, дом «под шпилем» являлся одной из первых высоток послевоенного Минска. Расстояние от уровня земли до звезды с лавровыми ветками составляет почти 43 метра.
Оперный театр
Еще сто лет назад место, где теперь находится Национальный театр оперы и балета, ассоциировалось с Троицкой горой (так, собственно, называли эту возвышенность) и проходившим там Троицким базаром, одним из самых оживленных в городе. По периметру площадь была заставлена складами зерна и пивными лавками. Но в начале 1930-х базар переехал на Сторожовку, а оттуда — на Комаровку, а на горе советские власти по проекту Иосифа Лангбарда возвели театр. Кстати, когда у архитектора спросили, что такое белорусская архитектура, он ответил: «А вот что я построю, это и будет».
С таким выражением можно поспорить, но Оперный, уже в 21 веке переживший серьезную реконструкцию, до сих пор воспринимается как одна из визитных карточек столицы.
Дом «Вечернего Минска»
В довоенные годы район перекрестка современных улицы Козлова и проспекта Независимости был далекой окраиной столицы. Но именно тут в 1930-е годы был построен огромный для Минска того времени шестиэтажный жилой дом. Многие его жильцы были репрессированы (ведь в «Дом специалистов», как его называли, селили элиту), а само здание с лифтами и обширными подвальными помещениями ждал недолгий век.
Уже 24 июня 1941 года правое крыло здания было разрушено авиабомбой, а левое — серьезно повреждено. До 1948-го здание стояло в руинах, после чего на этом месте по проекту московского архитектора Михаила Барща возвели новое здание. Теперь в нем находится редакция газеты «Вечерний Минск».
Дома на площади Победы
У многих минчан дома на этой площади ассоциируются исключительно с величественным монументом Победы. Настолько они воспринимаются как единый комплекс. Но монумент был открыт в 1954-м, надпись «Подвиг народа бессмертен» — в 1969-м, а два дугообразных дома (37-го и 40-го) начали строиться еще до войны. Их идея принадлежит Роману Столлеру. К июню 40-й дом был почти готов, но бомбардировки превратили новостройку в обугленные руины.
Роман Столлер умер в эвакуации от тифа в 1942 году, и после войны восстановлением домов занималась группа его коллег, которые в целом сохранили первоначальный проект. Судьба зданий сложилась по-разному. К примеру, в начале 1950-х в доме номер 40 открылся первый в Минске автосалон, который чуть позже перепрофилировали в первую в БССР закусочную-автомат (аналог заведений фастфуда). А 1967-м там открылось кафе «Березка», работающее до сих пор.