"Ворота Минска" и "Дом со шпилем". Как выглядят знаменитые минские здания с фасада и с тыла
Человека встречают по одежке, здания — по фасаду. Как выглядят ГУМ и Оперный театр, «Ворота Минска» и «Дом со шпилем», знают или хотя бы представляют большинство минчан. Что спрятано за их фасадами — для многих загадка. TUT.BY прошелся по знаковым столичным зданиям и показал их в двух ракурсах — парадном, а также спрятанном от людских глаз.
«Дом моделей«
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675832234849.jpg)
Первый столичный Дом моделей открылся в 1948 году на улице Советской. Но индустрия стремительно развивалась. Каждый год разрабатывалось и внедрялось в производство более 2,5 тысячи моделей, поэтому белорусским модельерам потребовалось новое здание. Его спроектировал Василий Геращенко, для которого здание стало главным проектом все жизни, а рабочие чертежи делали молодые архитекторы. Для того времени (1968 год) это было новаторское здание: в потолок было вмонтировано освещение, в здании установили электронную машину для подсчета площадей лекал.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675832442681.jpg)
А через 11 лет на здании появился барельеф «Солидарность» Анатолия Арцимовича. К моде работа никакого отношения не имела, но борьбу за светлое будущее никто не отменял.
«Дома с мозаиками»
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675832561119.jpg)
В 1970-е годы в районе современной Национальной библиотеки началось строительство микрорайона «Восток-1″, который спроектировал архитектор Георгий Сысоев. Под его проект художник-монументалист Александр Кищенко создал на высотках четыре мозаичных панно — четыре посвящения Минску: город-герой, город культуры, город-строитель и город науки.
Рисунки Кищенко дублировались на картоны, которые делались в натуральную величину. Готовые «выкройки» обводились по контуру на стене. Каждое панно выкладывалось из разноцветных квадратиков смальты.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675832660344.jpg)
Вдова Кищенко, художник-керамист Нина Кухаренко, рассказывала TUT.BY, что идею создания масштабных картин на стенах жилых домов утвердили не сразу: «говорили, что мозаики будут отвлекать водителей и провоцировать аварии». Но Кищенко сумел убедить чиновников в обратном.
ГУМ
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675832772560.jpg)
В 1933 году советское правительство решило создать в крупных городах страны образцовые универсальные магазины. В Москве и Ленинграде еще до революции имелись крупные торговые площадки, а в Минске для торговли решили использовать здание бывшего Польского банка. Весной 1934-го именно в его здании в Минске открылся ГУМ. Но в первые дни войны магазин был разрушен немецкой бомбой.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675832899114.jpg)
Как магазин ГУМ был восстановлен сразу после освобождения, но первые торговые точки были рассеяны по всему городу. Первые дощатые ларьки и палатки стояли на Комаровском и Суражском базарах. Строительство нового здания завершилось в 1951 году. Первых покупателей ждали ажиотаж, огромные очереди, которые каждое утро выстраивались до площади Свободы, и конная милиция, которая усмиряла толпу.
«Ворота Минска»
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833005749.jpg)
Вскоре после окончания Второй мировой войны напротив железнодорожного вокзала начали возводиться два жилых дома, которые получили неофициальное название «Ворота города». Их строили пленные немецкие солдаты, а создавал проект коллектив во главе с именитым московским архитектором Борисом Рубаненко.
Архитектор Юрий Градов предполагал, что Рубаненко «сделал реверанс в сторону исторической памяти»: две башни были как на дореволюционном вокзале, так и на Минском замчище.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833104082.jpg)
Еще в начале 1960-х квартиры в домах были коммунальными. А вот теперешние квартиранты — владельцы элитного жилья. Некоторые горожане даже могут выходить на огромную лоджию, которую образует башенный выступ.
Дом на Немиге
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833213977.jpg)
Еще в 1960-е годы в этом районе можно было застать малоэтажную застройку с узкими улочками, магазинчиками и лавками на первых этажах, уютными двориками с развешанным бельем. Но Немигу решили сделать главным дублером Ленинского проспекта (современный проспект Независимости) и постепенно, с 1975-го до 1989-го, вдоль новой магистрали вырос новый дом.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833329836.jpg)
Громадину протяженностью 400 метров спроектировал Сергей Мусинский — главный архитектор проекта по застройке Немиги. Два исторических района города (Раковское предместье и Низкий рынок) были разрезаны улицей и новым домом навсегда.
«Дом под шпилем»
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833423764.jpg)
Здание на пересечении улиц Коммунистической и Красной от первого до последнего кирпичика было связано с армией. Строили его в первой половине 1950-х немецкие военнопленные, первыми жильцами были офицерские семьи, а через дорогу находился штаб Белорусского военного округа — одного из самых мощных в СССР (теперь это здание Министерства обороны). Удобное расположение, высокие потолки и толстые стены, за которыми прохладно зимой и тепло летом, сделали дом элитарным советским жильем.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833525518.jpg)
Кстати, дом «под шпилем» являлся одной из первых высоток послевоенного Минска. Расстояние от уровня земли до звезды с лавровыми ветками составляет почти 43 метра.
Оперный театр
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833635007.jpg)
Еще сто лет назад место, где теперь находится Национальный театр оперы и балета, ассоциировалось с Троицкой горой (так, собственно, называли эту возвышенность) и проходившим там Троицким базаром, одним из самых оживленных в городе. По периметру площадь была заставлена складами зерна и пивными лавками. Но в начале 1930-х базар переехал на Сторожовку, а оттуда — на Комаровку, а на горе советские власти по проекту Иосифа Лангбарда возвели театр. Кстати, когда у архитектора спросили, что такое белорусская архитектура, он ответил: «А вот что я построю, это и будет».
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833744845.jpg)
С таким выражением можно поспорить, но Оперный, уже в 21 веке переживший серьезную реконструкцию, до сих пор воспринимается как одна из визитных карточек столицы.
Дом «Вечернего Минска»
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833844467.jpg)
В довоенные годы район перекрестка современных улицы Козлова и проспекта Независимости был далекой окраиной столицы. Но именно тут в 1930-е годы был построен огромный для Минска того времени шестиэтажный жилой дом. Многие его жильцы были репрессированы (ведь в «Дом специалистов», как его называли, селили элиту), а само здание с лифтами и обширными подвальными помещениями ждал недолгий век.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675833932328.jpg)
Уже 24 июня 1941 года правое крыло здания было разрушено авиабомбой, а левое — серьезно повреждено. До 1948-го здание стояло в руинах, после чего на этом месте по проекту московского архитектора Михаила Барща возвели новое здание. Теперь в нем находится редакция газеты «Вечерний Минск».
Дома на площади Победы
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675834047479.jpg)
У многих минчан дома на этой площади ассоциируются исключительно с величественным монументом Победы. Настолько они воспринимаются как единый комплекс. Но монумент был открыт в 1954-м, надпись «Подвиг народа бессмертен» — в 1969-м, а два дугообразных дома (37-го и 40-го) начали строиться еще до войны. Их идея принадлежит Роману Столлеру. К июню 40-й дом был почти готов, но бомбардировки превратили новостройку в обугленные руины.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/05/1525675834146397.jpg)
Роман Столлер умер в эвакуации от тифа в 1942 году, и после войны восстановлением домов занималась группа его коллег, которые в целом сохранили первоначальный проект. Судьба зданий сложилась по-разному. К примеру, в начале 1950-х в доме номер 40 открылся первый в Минске автосалон, который чуть позже перепрофилировали в первую в БССР закусочную-автомат (аналог заведений фастфуда). А 1967-м там открылось кафе «Березка», работающее до сих пор.