"Принесли в пункт приема вторсырья". Найдена неизвестная картина, чей автор рисовал Романовых
В пункт приема вторсырья под Молодечно вместе со старыми тряпками, бумагами и прочим непотребным в хозяйстве мусором принесли помятый небольшой холст с едва различимым изображением молодого человека с красным эполетом. Позже оказалось, что эта работа принадлежит кисти Иосифа Олешкевича, пишет писатель Владимир Степан в газете «СБ. Беларусь сегодня».
Картину приобрел коллекционер Николай Сечко. Портрет, привезенный из пункта вторсырья, показали экспертам в Национальном художественном музее, потом в Москве. В заключении экспертов утверждается, что портрет почти два века назад написал Иосиф Олешкевич.
Это друг Адама Мицкевича, рожденный в семье небогатого музыканта из местечка Радошковичи Минской губернии. Образование Иосиф получил при поддержке графа Александра Ходкевича. Выпускник факультета изящных искусств Виленского университета потом с 1803 по 1806 год совершенствовался в Дрездене и Париже. Был учеником знаменитых мастеров Энгра и Давида.
В 1810 году Олешкевич осел в Санкт-Петербурге, где писал, в частности, портреты царской семьи. За полотно «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Федоровны о бедных», которое в настоящее время находится в собрании Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге, художник был принят в Императорскую Академию художеств и произведен в академики исторической живописи. Уточним, что Мария Федоровна была матерью тогдашнего русского императора Александра І и вдовой его предшественника и отца Павла І.
Как пишет Владимир Степан, среди высланных поляков, проживающих в Санкт-Петербурге, слыл необычным и полным добродетели человеком. Об этом есть строки в знаменитой драматической поэме «Дзяды» Адама Мицкевича. Любопытно, что особую известность в Санкт-Петербурге Олешкевич приобрел благодаря высокому положению, которое занимал в среде петербургских масонов.
Теперь портрет молодого офицера (имя и фамилия его пока не установлены, возможно, это известный дворянин и владелец усадьбы) отреставрирован и находится в Минске, в картинной галерее «Предместье» (ул. Сторожевская, 6).
Как отмечает Владимир Степан, подобных сюжетов, связанных с произведениями искусства, превеликое множество. Некоторые кажутся вымышленными, настолько они невероятны.
— Я слышал от одного пожилого коллекционера, как он, однажды прогуливаясь по деревне рядом с Несвижем, увидел старуху, кормящую во дворе кур. Зерно она сыпала в большое грязное блюдо, стоящее у крыльца. Он глянул на то выщербленное корыто и обомлел. Подождал, пока куры разойдутся, перевернул посудину и обнаружил клеймо — оказалось, изготовлено на знаменитом фарфоровом заводе Кузнецова. Можно предположить, что в свое время оно хранилось во дворце Радзивиллов, а потом оказалось в крестьянской хате.