Дом НКВД и самая старая деревянная двухэтажка Минска. Что можно увидеть на Грушевке. Пока не снесли
Где находится дом, в котором жили офицеры НКВД и чем примечательна бывшая больница железнодорожников, в которой сейчас располагается хоспис? В рамках «Феста экскурсоводов» историк Иван Сацукевич провел для минчан экскурсию и показал ту Грушевку, о которой знают немногие: с уникальной дореволюционной архитектурой, художественными панно и непередаваемой атмосферой.
Экскурсанты — местные жители и приезжие — собираются в Грушевском сквере. Родители с колясками, дамы с собачками, люди в домашних тапочках — увидеть еще не снесенную Грушевку собралось около 30 человек. По ходу экскурсии к ним примыкают даже автомобилисты: хотят что-то спросить, но теряются и едут дальше.
Грушевка, уточняет Сацукевич, — это просторный район, сегодня зажатый между проспектом Дзержинского и улицей Железнодорожной, линией железной дороги Брест — Минск и улицей Уманской. Когда-то она была рабочей окраиной города, но никогда — деревней, замечает экскурсовод.
«Грушаўка — раён Мінска з чатырма сэрцамі», — рассказывает Иван Сацукевич.
История Грушевки началась в 1870-х годах, когда возле построенных ж/д-путей стали селиться работники железной дороги и предприятий, связанных с ней. Сегодня это сердце практически остановилось: одну половину тех домов перестроили, вторую — полностью снесли.
Второе сердце — рабочий поселок, который строился с 1928-го по 1932 год.
— Гэта быў першы ў БССР прыклад цэнтралізаванага будаўніцтва раёну для пралетарыяў. Сёння мы называем яго мікрараёнам, а ў 1920−30-я гады ён зваўся рабочым пасёлкам. Тут архітэктары спланавалі ўсё, што неабходна для шчаслівага жыцця рабочых Савецкага Саюза: добраўпарадкаваныя кватэры, магазіны, школы, дзіцячыя садкі, кінатэатры і зялёныя зоны.
Еще два «сердца» — Грушевка послевоенная и современная.
На протяжении 45 лет знаковым для Грушевки зданием был кинотеатр «Авангард» на Папанина, 9. Его построили в 1956 году по проекту Зои Брод. Подобных кинотеатров по всему Союзу насчитывалось около 500. В Минске у «Авангарда» был брат-двойник — «Спартак» в Сторожовщине.
— Кінатэатр існаваў да канца 1990-х гадоў. Але наступіў час відэа, якое стала даступным ў кожным доме. Мінскі кінавідэапракат не здолеў знайсці грошы пад рэнавацыю. Доўгі час планавалася знесці кінатэатр і пабудаваць тут мульціплекс. Але ў выніку і мульціплексу не будзе. Па некаторай інфармацыі, кінатэатр будзе знесены ў бліжэйшыя год-два, а на яго месцы пабудуюць жылы дом.
По адресу: Папанина, 7 сегодня размещается агентство по государственной регистрации и земельному кадастру. До конца 1980-х годов здесь находилась школа № 14, построенная в 1951 году.
— Яна была не самая вялікая ў рабочым пасёлку, — рассказывает Иван Сацукевич. — Наогул, раней на Грушаўцы было шэсць школ — столькі я налічыў. Цяпер засталося тры. Дзеля справядлівасці, не ўсе школы былі капітальныя, мураваныя. Заняткі праходзілі і ў драўляных дамах, разабраных у 1960-я гады.
С улицей Папанина пересекается Парашютная. Она появилась в 1930-е годы вместе с новым словом в лексиконе жителей СССР.
— 1930-я гады… Кожнае дзіцё ведала, хто такі варашылаўскі стралок і што такое «Осоавиахим» — аналаг сённяшняга ДАСААФ. Усе падлеткі таго часу прыгалі з парашутамі са спецыяльных вышак, рыхтаваліся да вайны. Таму куды без Парашутнай, калі з’явіліся парашуты?
Подходим к двухэтажному деревянному «бараку», построенному в 1933 году.
— Гэта не проста будынак, а архітэктурны праект, які быў вельмі папулярны, — объясняет Иван Сацукевич. — Гэты дом быў пабудаваны ў тым жа архітэктурным стылі, што і Дом ураду. Гэты стыль — функцыяналізм, альбо канструктывізм.
На 3-м Железнодорожном переулке встречаем еще несколько «функционалистов»: довоенную школу и построенные пленными немцами жилые дома.
Далее выруливаем на главную улицу бывшего рабочего поселка — Грушевскую.
— Яшчэ гадоў 10 таму тут стаяла некалькі драўляных шэдэўраў, якія будаваліся рабочымі ў 1870−1880-я гады. На вялікі жаль, статуса помніка яны не атрымалі. У выніку — за апошнія 30 гадоў палова была перабудаваная, палова — знесена. Усё зараз пойдзе пад знос. Хоць гэта натуральны музей пад адкрытым небам. Можна было б захаваць некалькі будынкаў і перадаць інвестарам пад магазінчыкі, аптэкі, каб нашы дзеці ведалі, як жылі іх прадзеды.
Движемся дальше — и приходим к месту, откуда началась Грушевка. Сейчас здесь размещаются различные ведомства МВД, раньше — стояли дома железнодорожников, рядом с которыми в 1920—1930-х власти города построили штаб и казармы Белполка.
Мы стоим напротив дома по адресу: Грушевская, 11. Это так называемый дом офицерского состава, который построили в 1935 году. В нем жили офицеры НКВД, которые служили в казармах, расположенных рядом. В годы войны тут поселились немецкие офицеры. Сейчас, по словам Сацукевича, здесь живут сотрудники МВД.
Во дворе дома находится фонтан, который построили еще до войны. До 1941 года в Минске было всего три фонтана: в Александровском сквере, университетском дворике БГУ и на площади Свободы. Грушевка могла похвастаться четвертым, рассказывает экскурсовод.
Интересно, как 100 лет назад добирались в Грушевку. Иван Сацукевич рассказывает:
— Ехалі да Савецкай, Мяснікова. Спускаліся пад Заходні чыгуначны мост, пасля — на вуліцу Маскоўскую і направа — на завулак Дабрамысленскі. Па завулку патрэбна было прайсці літаральна 150 метраў, перайсці праз лінію чыгункі - і ты выходзіш у пачатак вуліцы Грушаўскай. Такім шляхам усе прыязджалі ў цэнтр прадмесця. Так было да пачатку 1920 года.
После, когда Добромысленский переулок перекрыли, дорогой жизни для жителей Грушевки стал переулок Фабрициуса, он же — улица Дементьевская, а в 1930-е годы — Дзержинского.
— У 1977-м годзе вуліцу Савецкіх Пагранічнікаў вырашылі ператварыць у сур’ёзную гарадскую магістраль, пашырыць і перайменаваць у праспект Дзяржынскага. Старую, маленькую вуліцу Дзяржынскага перайменавалі ў завулак Фабрыцыуса.
А улица Разинская первоначально называлась Иосифовской. Название ей сменили в 1922 году. «Напэўна, бальшавікі знайшлі нейкі рэлігійны падтэкст у гэтым», — объясняет Сацукевич. Железнодорожная когда-то было Кондукторской — и вроде подтекста нет, но название сменили.
Идем на звуки саксофона. Доносятся они из издания школы искусств.
— Гэта быў жылы дом, пабудаваны пасля вайны. У 1980-я гады яго адсялілі і перабудавалі пад 11-ю музычную школу. Бо ўласнай музычнай школы на Грушаўцы не было.
На здании можно рассмотреть уникальные панно — работы художника Анатолия Наливаева.
Движемся по Железнодорожной, переходим на другую сторону. Здесь, рассказывает Иван Сацукевич, селились исключительно рабочие вагоноремонтного завода.
На Автодоровском переулке, который когда-то был Успенским, можно отыскать примеры одноэтажных многоквартирных домов, где обосновывались железнодорожники.
Здесь же сохранился двухэтажный деревянный дом на 14 квартир. Также для работников железной дороги. Построили его в 1905 году, считается, что это самая старая деревянная двухэтажка Минска. В выходной день его жители обустраивают палисадник и просушивают напольные ковры. Колоритно.
Наконец упираемся в тупик, который раньше таковым не был — стал им из-за строительства второго транспортного кольца в 1980-е.
— Тут месціцца бадай самы прыгожы помнік архітэктуры на тэрыторыі Грушаўкі.
Речь — о некогда главном корпусе больницы для железнодорожников, построенной в 1912 году в стиле модерн. В 2000-х ее сделали частью 11-й городской больницы. Сейчас здесь располагается хоспис. Фасад больницы смотрит на железнодорожные пути. Почему?
— Высокае кіраўніцтва праязджала на цягніках, таму бальніцу размясцілі фасадам не да горада, а да чыгункі, каб выглядала лепей.
Но, по нашим субъективным наблюдениям, она прекрасно выглядит со всех сторон.
Когда построили мост, территорию больницы разделили на две части. За мостом можно отыскать несколько корпусов, могилу и водонапорную башню, которая «обслуживала» больницу.
— Пасля вайны ўсіх цэнтралізавана хавалі на могілках, што на вуліцы Казлова. І толькі дзве магілы чамусьці не перанеслі: што на бульвары Талбухіна і тут. Больш у Мінску падобнага вы не ўбачыце.
Еще одна уникальность района — водонапорная башня. Сейчас она принадлежит частному лицу, который планировал в ней обустроить то галерею, то кафе, но ничего реализовать пока не удалось.
Тем временем аутентичной Грушевки становится все меньше. Но еще можно успеть увидеть ее. Иван Сацукевич регулярно проводит экскурсии для заинтересованных.