Женщины, готовые на все: истории легендарных летчиц
Одной из героинь этой недели стала Тэмми Джо Шульц — командующая судном Southwest Airlines, которой удалось совершить экстренную посадку после взрыва одного из двигателей.
Тэмми Джо Шульц выполняла из Нью-Йорка в Даллас, но была вынуждена приземлиться в Филадельфии.
Осколки взорвавшегося двигателя разбили один из иллюминаторов, и в него частично засосало сидящую рядом женщину. Остальным пассажирам удалось втащить ее обратно на борт, однако позднее пострадавшая все же скончалась, став единственной погибшей на рейсе.
До прихода в гражанскую авиацию Шульц летала на истребителе.
Героическая посадка Филадельфии вдохновила нас на рассказ о нескольких удивительных женщинах, стоявших у истоков авиации.
История мировой женской авиации началась в преддверии Первой мировой войны, когда лицензии получили француженка Раймонда де Ларош (в 1910 году), бельгийка Элен Дютрие (в том же году), а годом позже, в Российской империи, Лидия Зверева. Но судьбы у трех героинь сложились очень по-разному.
Де Ларош через пять месяцев после получения удостоверения врезалась в дерево на самолёте, после чего два года залечивала травмы. Во время войны она стала армейским водителем, поскольку командование неодобрительно относилась к летчицам. Уже в 1919, менее чем через год после окончания Первой мировой войны, пионерка авиации погибла в авиакатастрофе, где была пассажиркой.
Лицензию Элен Дютрие получила в родной Бельгии, и уже через год побила рекорд женщины-пилота по длительности полета.
Еще до Первой Мировой войны она стала первой летчицей кавалером Ордена почётного легиона во Франции, а после войны стала вице-президентом женской секции Французского аэроклуба.
Лидия Зверева же в 1913 году организовала свои мастерские по ремонту самолетов в Риге вместе с мужем, авиатором Владимиром Слюсаренко. С началом войны они перебрались в Петроград, где женщина умерла от тифа в возрасте всего 26 лет.
Ей приписывают первое одиночное выполнение ряда сложных трюков — например, пикирование с выключенным мотором.
Американка Амелия Эрхарт начала летать в 1921 году и стала одной из самых известных летчиц межвоенного времени.
Мировую славу ей принёс трансатлантический перелёт 1928 года, когда у машины отказал ряд приборов, но она смогла ее посадить. В начале 1930-х она ещё несколько раз пересекала океан.
Помимо полетов, Амелия прославилась также своими книгами, описывавшими ее многочисленные приключения.
Ее самолет бесследно пропал в 1937 году, когда она пыталась облететь земной шар. Энтузиасты безуспешно пытаются понять, что же именно произошло со знаменитой летчицей.
В марте этого года появились новые подробности ее исчезновения, что позволило специалистам говорить, что они приблизились к разгадке.
Одна из самых удивительных биографий у Сабихи Гекчен — девочки из бедной семьи в турецкой Бурсе. В 12-летнем возрасте ее удочерил первый президент страны — реформатор Мустафа Кемаль, более известный как Ататюрк.
В 1935 году девушка поступила в лётную школу, а через два года стала первой военной лётчицей в стране.
Впоследствии она работала главным тренером лётной школы при Аэронавигационной ассоциации Турции, продолжая летать по миру.
В честь Гекчен назван аэропорт в азиатской части Стамбула.
Женщины в полете
Сегодня летчицы иногда устраивают акции в память первопроходцев.
Так, пару лет назад британская летчица Трейси Кертис-Тейлор завершила одиночный перелет длиной в 20 тысяч километров на биплане с открытой кабиной 1942 года производства.
В октябре 2015 года 53-летняя Тейлор вылетела из города Фарнборо в английском Хэмпшире. Конечным пунктом путешествия был австралийский Сидней. За три с лишним месяца Тейлор пересекла воздушное пространство 23 стран, 50 раз приземлившись для дозаправки. Свое прибытие она отметила бокалом шампанского.
Этот маршрут впервые в 1930-м году годах проделала другая женщина-авиатор, Эми Джонсон. В ходе своего перелета Тейлор пыталась как можно детальнее воссоздать условия, в которых летела Джонсон: она летела по старым приборам и с открытой кабиной.
«На безымянной высоте»
Советские летчицы Марина Раскова, Лидия Литвяк, Евгения Руднева и многие другие во время Второй мировой войны прославились своим мастерством и героизмом. Но после войны женщин в советской авиации не жаловали.
Удивительным образом, только в конце августа прошлого года одно Краснодарское авиационное училище в России начало принимать девушек.
Однако российские летчицы не унывают. В прошлом году Русская служба Би-би-си познакомилась с российскими летчицами, чья мотивация и решимость вызывают уважение.