Неожиданная находка: почти 150 лет назад Иван Айвазовский написал картину для минских гимназистов
Переписка, обнаруженная в Национальном историческом архиве, открыла неизвестную страницу биографии Ивана Айвазовского, почти 150 лет назад создавшего картину для минских гимназистов.
Сегодня Национальный художественный музей снова приглашает на «Айвазовского и маринистов», возобновив свой прошлогодний проект «по многочисленным просьбам посетителей» — даже на афишах отмечено это обстоятельство. На привлечение публики Айвазовский работает безошибочно, констатируют музейные сотрудники и напоминают, что теперь выставка продлится не меньше трех месяцев. Все, кто не успел увидеть ее летом, останутся довольны. Но так было не всегда.
«Дело о разрешении Обществу вспомоществления учащимся разыграть в лотерею картину Айвазовского», сохранившееся в Национальном историческом архиве, содержит 29 документов, позволяющих судить, что в 1883 году минская публика была совершенно иной. Предыстория такова. По легенде, распространенной в газетах, о бедственном положении некоторых минских гимназистов, не имеющих средств для продолжения обучения, Иван Айвазовский узнал за утренним чаем, просматривая газеты в гостинице Санкт-Петербурга. В Северную Пальмиру он прибыл к открытию своей выставки, но судьба неведомых ему школяров так задела за живое, что прямо в гостиничном номере Иван Константинович за несколько часов написал очередной вид моря и предложил разыграть его в лотерею с условием, чтобы вырученные деньги помогли неимущим гимназистам остаться в своих классах. В конечном итоге все так и произошло, никого не отчислили, однако решающую роль в этом сыграл все же другой человек. Не Айвазовский.
![](http://www.21.by/pub/news/2018/04/1523516794453278.jpg)
Василий Алексеевич фон Роткирх был родом из наших мест. Потомок Абрама Петровича Ганнибала (прадеда Пушкина, если вдруг кто забыл) окончил Могилевскую гимназию, поступил на военную службу, 12 лет провел в Динабургской крепости, занимаясь созданием первого театра на территории нынешней Латвии и анонимно публикуя собственные стихи и переводы на русский запрещенного Адама Мицкевича и других поэтов. Едва не погиб в Варшаве от отравленного кинжала при подавлении восстания 1863 года, вышел в отставку в чине генерал-лейтенанта и оставил потомкам внушительный 700-страничный труд по истории и мифологии Литвы. Словом, был далеко не типичным служакой, и в 1873 году, получив назначение в Минск начальником Жандармско-полицейского управления железных дорог, судя по всему, начал с создания здесь Общества вспомоществления учащимся. Есть основания полагать, что и о нуждах минских гимназистов Иван Константинович узнал не из утренних газет, а непосредственно от Василия Алексеевича, обратившегося к нему за помощью. Айвазовский, человек отзывчивый и, как сказали бы сейчас, мастер самопиара, не раз устраивал подобные благотворительные акции, разыгрывая свои картины с аукционов. Почему бы не помочь еще и минским гимназистам?
Идею с аукционом Роткирх забраковал сразу. В своем обращении к губернатору Минска он так и написал: «Не имея возможности сбыть эту картину здесь, в провинциальном городе аукционною продажею, как предложил профессор Академии художеств г-н Айвазовский, можно разыграть ее в лотерею». И, не дожидаясь ответа, взял у банка под залог 650 рублей, которые внес за еще не разыгранную картину. Все подробности этой истории сохранились в Национальном архиве. И это письмо, в котором Василий Алексеевич просит губернатора о содействии в получении разрешения министра внутренних дел на проведение лотереи (до того никаких лотерей здесь не устраивалось, и полицмейстер не рискнул взять новое дело под свою ответственность). И разрешение, полученное через 19 дней. И эмоциональная переписка фон Роткирха, а затем и губернатора Александра Петрова с уездными предводителями дворянства.
Напечатали 600 билетов, но перспектива всего за рубль получить картину Айвазовского ажиотажа у минчан не вызвала.
— Чего и стоило ожидать, — полагает искусствовед Надежда Усова, изучавшая архивную переписку. — Первая художественная выставка «достопримечательностей разного рода» прошла здесь только в 1880 году в Минском духовном училище. В 1883-м за рубль можно было хорошо отобедать в ресторане на ярмарке, а перспектива выигрыша выглядела туманной. В 42-тысячном Минске проживало в основном чиновничество, а вся дворянская элита, которая собирала картины, имела галереи и могла оценить такое предложение, жила в поместьях. Словом, с помощью губернатора билеты решили распространять по всей губернии.
В итоге Борисовский уезд передал 62 рубля, Игуменский — 50, Мозырский — 27, Пинский — 14, Речицкий — 31, Слуцкий — 25 и Минский — 8. Всего 217 рублей. Картина все же была разыграна. Об этом свидетельствует каталог минской выставки 1891 года в пользу учеников рисовальной школы и знаменитая выставка польского общества «Огниско» 1911 года, где фигурирует «Вид моря» Айвазовского — собственность некоего господина Е.Свида. Дальше следы картины теряются. Первая марина Айвазовского, переданная из Русского музея, появилась в музейном собрании БССР только в 1939-м, но и она сгинула в годы войны. Восстанавливая коллекцию, директор тогда еще Государственной картинной галереи Елена Аладова заполучить Айвазовского стремилась любой ценой. В том числе из сугубо практических соображений: категория советским музеям присваивалась в зависимости от уровня коллекции русского искусства, что отражалось на зарплате его сотрудников. Все 13 картин Айвазовского, которые демонстрируются на нынешней выставке, — собственность Национального художественного музея. Четыре из них — из коллекции певицы Лидии Руслановой. Есть среди них и вид моря — «Марина» 1858 года. Другой, конечно, но не менее впечатляющий.